|
Ботагоз Омар
Почти все депутаты мажилиса разочарованы темпами амбициозной программы правительства по форсированной индустриализации. Дискуссия между народными избранниками и министром индустрии и новых технологий (МИНТ) Асетом Исекешевым, развернувшаяся вчера в мажилисе в рамках правительственного часа, напоминала сюжет всем известной сказки “Новое платье короля”. Как бы глава МИНТ не наряжал Госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития красочными эпитетами и “глобальными” цифрами, депутаты со всех сторон доказывали, что на деле она не работает
Пожалуй, самым большим предметом гордости министра стало увеличение числа проектов, входящих в Карту индустриализации, до 705 с инвестициями в 11 триллионов тенге. При этом глава МИНТ подчеркнул, что за 2010-2011 годы в рамках Карты индустриализации ввели 389 проектов на общую сумму 1,8 триллиона тенге, создали свыше 90 тысяч постоянных и временных рабочих мест.
Однако сухие цифры депутатов не устроили. Так, многие депутаты интересовались вопросом, когда правительство поднимет с колен легкую промышленность. Но, как оказалось, она не является приоритетной. “Строительные материалы и легкая промышленность не являются отраслями, которые сделают основу будущему ненефтяной экономики”, - сообщил Исекешев, констатировав, что ее темпы, по сравнению с советским периодом, сильно упали. “Это говорит о том, что эта отрасль не может в полной мере конкурировать с китайскими производителями”, - развел руками министр.
Тем не менее, учитывая критику главы государства на этот счет, глава МИНТ поправился, что несколько раз собирал в Алматы все предприятия легкой промышленности. “Я им сказал, что через три-четыре года госзаказ, который они все просят, отойдет в прошлое, они будут наравне конкурировать со всеми и если сейчас не модернизируются, не смогут конкурировать”, - добавил он в духе: мол, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
На этот счет депутат Ирина Аронова заметила, что в товарной структуре экспорта по-прежнему преобладает доля минеральных продуктов, составив почти 80 процентов. “Во взаимной торговле между странами ТС также существенных изменений в товарной номенклатуре не наблюдается. Как таковой реальной диверсификации товарного рынка не происходит”, - заметила она.
Здесь министр призвал депутатов быть более терпеливыми, так как “за два года невозможно изменить структуру экспорта”. “У нас мощный нефтяной сектор, мощный по минеральным ресурсам, который экспортирует руду, и за два года не создать промышленность, и за пять, и за десять лет не создать”, - добавил он, отойдя от тенденции обещать много и в ближайшее время. “Я не говорю, что все работает идеально”, - подчеркнул Асет Исекешев, напомнив народным избранникам, что благодаря ГПФИИР нашей стране удалось достичь исторического максимума - 22 миллиарда долларов несырьевого экспорта.
В свою очередь, мажилисмен Нуртай Сабильянов поднял проблему открытого в прошлом году Семейского комбината по обработке кожи, который, по его словам, в настоящее время не работает.
“Не все проекты идеальны. Таких даже в мире не существует. 20 процентов предприятий Европы закрываются”, - отметил, в свою очередь, министр.
“Тот бизнесмен, который сейчас реализует этот проект, он пришел к государству, защитил проект, начал финансировать. Потом у него наступил кризис, у него начало не хватать денег. Мы с акимом Сапарбаевым дважды выезжали, смотрели, помогли ему запустить. Теперь у него не хватает оборотных средств. Сейчас аким через СПК помогает ему закупать сырье, шерсть. Этот завод должен работать общими усилиями. Но это не значит, что мы его должны бросить или что мы должны ему полностью помогать. Если он конкурентоспособный, мы должны помочь. Если неконкурентоспособный - он должен обанкротиться”, - пояснил министр.
“Зачем тогда было обманывать президента в декабре прошлого года? Не надо было тогда его открывать и вводить в эксплуатацию бесперспективные (проекты. -
“НП”). Безвозвратно деньги налогоплательщиков уходят”, - возмутился в ответ Нуртай Сабильянов.
Немало критических замечаний прозвучало и от депутата Загипы Балиевой, обратившей внимание на то, что в ходе телемоста по презентации объектов ГПФИИР в прошлом году торжественно запустили завод по производству медицинских шприцев. “Тогда говорили о том, что завод способен покрыть потребности всего Казахстана. Теперь мы слышим о том, что два подобных завода запускают в других регионах. Зачем? И при этом мы до сих пор пользуемся импортными шприцами”, - заметила Балиева.
Несмотря на то, что уже два года страна живет практически только программой индустриализации, вокруг нее больше вопросов, чем ответов (как показал недавний правительственный час, неизвестны даже достоверные данные по объему выделенных госсредств).
За глобальными цифрами, которые отражаются в докладах министров, скрывается немало производств, запущенных ярко, но проработавших не более двух месяцев. Все это в очередной раз доказывает тот факт, что государство далеко не всегда является хорошим инвестором (это пришлось признать вчера и главе МИНТ). Промышленность должна развиваться не по команде сверху, а по инициативе самих бизнесменов. Только тогда в соответствии с требованиями рынка такие предприятия будут выживать в нелегкой конкурентной борьбе и отшлифовывать свою деятельность. Только так рождаются сильные, конкурентоспособные проекты, способные заявить о себе пусть не в мировом, а хотя бы в республиканском масштабе. Но честно, без натяжки и помпезных заявлений.
Астана |