|
Ботагоз Омар
Две трагические даты: 80 лет с момента начала массового голода и 75 лет с начала политических репрессий воплотились в старой части столицы в виде нового монумента, получившего название “Ашаршылық құрбандарына ескетркiш” - “Память павшим от голода казахстанцам”. Его главная идея в том, что в то сложное время народ нашел в себе силы восстановиться
Площадь на пересечении проспекта Республики и улицы Абая, где прежде находился памятник выдающемуся акыну и импровизатору Абаю Кунанбаеву, теперь стала местом, напоминающим нынешнему поколению о жертвах голодомора, унесшего семь миллионов человек, проживавших на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана (на долю которого пришлось более 1,5 миллиона человек).
Власти столицы долго думали, где установить данный монумент, и решили выбрать в качестве площадки именно территорию в старой части города, где всегда многолюдно. Немало жителей столицы пришли на церемонию открытия мемориала, идея создания которого принадлежит главе государства.
“Большевистская коллективизация оказалась жестоким экспериментом, она разрушила вековой уклад жизни аула, подорвала тысячелетние устои кочевой цивилизации на нашей земле. Все это привело к страданиям миллионов людей. Голод - ее ужасное последствие, он стал крупнейшей гуманитарной катастрофой советского периода. Огромные жертвы понес наш народ”, - отметил Нурсултан Назарбаев.
Он обратился к присутствующим с просьбой при осмыслении истории быть мудрыми и не допускать политизации этой темы. “Причиной голода, депортации, массовой гибели людей стала жестокая политика советского режима. Главный виновник репрессий - бесчеловечная тоталитарная система. С другой стороны, мы должны помнить нашу общую историю. Несмотря на все трудности, благодаря гостеприимству казахского народа все депортированные обрели в Казахстане новую жизнь. Вместе мы строим сильный независимый Казахстан по пути мира и согласия”, - подчеркнул казахстанский лидер.
Символично, что дата открытия монументальной скульптурно-художественной композиции “1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым” совпала со временем проведения IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий, главы делегаций которого также стали свидетелями открытия монумента.
Как сообщил автор скульптурной части монумента Валерий Пирожков, его концепция родилась почти мгновенно.
В центре композиции фигуры женщины, с мольбой поднявшей руки к небесам, и ребенка, стоящего перед нею внизу с уздечкой в руках. “Я считаю, что такие божественные силы даются женщине, что только она может остановить все. Когда женщина обращается к небесам, ее мысли воплощаются, потому что она несет на себе миссию, она рожает, она продолжает род. Это умершая женщина, которая поднялась и с того света попросила небеса, чтобы защитил ее род, чтоб продолжить род. И она просит ради мальчика, который остался в живых, чтоб он продолжил род. У мальчика в руке уздечка. Когда у казахов рождается мальчик, то, по преданию, у его изголовья должна быть уздечка как продолжение кочевого рода. И вот он остался с уздечкой, с надеждой, что все это возродится”, - пояснил автор монумента.
В основной оси композиции фигур матери и ребенка расположено каменное изваяние, издревле устанавливаемое на захоронениях казахов. Таким решением автор хотел подчеркнуть связь ушедших в мир иной и оставшихся в живых.
Фоном скульптурной группы стала композиция “Стена скорби”, созданная Оралом Алибаевым в форме части юрты - кереге. По словам автора, издревле для кочевых народов кереге символизирует родной дом, обетованную землю, Родину. Его присутствие на фоне женщины-матери еще раз напоминает о тех трагических временах, когда голод и безысходность не смогли сломить дух народа благодаря теплу и заботе, стойкости и воле отцов и матерей.
Астана |