|
Алан Байтенов
Отечественное налоговое законодательство, что регулирует транспортную сферу, разительно отличается от мирового. У нас, например, старейший платит меньше, расчет стоимости налога привязан не к мощности, а к рабочему объему двигателя, и не учитывают вид топлива, которое используют в качестве основного.
Впрочем, это не самые серьезные недостатки. “Благодаря” принятому порядку существует бескомпромиссная привязка к “бумажному” хозяину авто, на котором и сосредоточена вся ответственность за оплату налогов. В качестве примера такая ситуация. Продавая автомобиль по доверенности, мы, как правило, теряем связь с покупателем. Очень часто покупатель не снимает с учета автомобиль в положенный срок, продолжая его эксплуатировать по доверенности. В то же время, по закону, владельцем является тот, кто указан в техническом паспорте автомобиля. Следовательно, он обязан оплачивать налог даже в том случае, если автомобиля уже нет физически и его не снимешь с учета самостоятельно. Причем делать это надо каждый год. Бессильны в этом случае и в УДП - нет документов, не сможешь избавиться от ненужного бремени. Но как же быть в этой ситуации?
Итак, связь с покупателем потеряна, нотариуса, что оформлял доверенность, не найти, да и техпаспорт с номерными знаками отсутствуют. При этом автомобиль продолжает числиться за тем человеком, что указан в техническом паспорте. Вот и получается, что налог необходимо оплачивать в полном размере и каждый год. Как же быть в этой ситуации и как законным способом избавиться от этого бремени? С этим вопросом мы обратились в Налоговый комитет и к представителям УДП.
В Налоговом комитете сразу же поинтересовались: мол, вы, наверное, собираетесь выехать из страны? Конечно, не исключаем. И тут же нас “обрадовали”: возможно, если есть задолженность, с этим могут возникнуть некоторые сложности. Тем самым в качестве рекомендации - перед выездом необходимо убедиться, что ты на самом деле чист по всем параметрам и в первую очередь - перед налоговыми органами. Но не будем отвлекаться от основной темы. В Налоговом комитете сразу же сказали - не вы первый, мол, честно говоря, очень много людей обращаются с такими вот проблемами. Далее пояснили: то, что вы продали автомобиль по доверенности, не снимает с вас налоговой ответственности. И тут же указали на единственно возможный, на их взгляд, законный вариант: “Вам необходимо будет искать всеми способами того человека и договариваться с ним, чтобы он оплатил за все годы своего пользования автомобилем транспортный налог. И добиваться того, чтобы он снимал с учета ваш автомобиль”. При этом добавили - все, что относится к снятию и постановке на учет, к ним не относится. Следовательно, они могут только принять оплату за прошедший период. Кстати, даже если мы объявим машину в розыск, отмечают представители налогового органа, это не даст немедленного эффекта - автомобиль все равно будет закреплен за собственником, следовательно, программа будет рассчитывать и начислять налоговые суммы.
Тем самым у нас остался только один “помощник” - УДП. Скажем сразу - специалисты этого ведомства нас также не обрадовали. Изложив ситуацию, как есть (ничего и никого нет, а налоги постоянно начисляют), мы поинтересовались - как же все-таки избавиться от этого автомобиля? На что нам ответили - без техпаспорта и без номерных знаков вам никто не поможет. Даже утилизировать автомобиль не получится - номера и техпаспорт отсутствуют. “Тут такая вилка, что со стороны налоговой, что со стороны УДП, - пока не будет документов, мы вам не сможем помочь”. Сложность также в том, что в нашей ситуации невозможно подать заявление на восстановление техпаспорта автомобиля - в этом случае необходимо будет проходить процедуру сверки номеров кузова и агрегатов.
Между тем после некоторых раздумий специалисты УДП все же предложили такую схему: “Мы можем снять автомобиль с учета исключительно по решению суда. То есть все равно необходимо найти нотариуса и, подняв архив, если он еще сохранился, установить, что действительно автомобиль передали по генеральной доверенности. И это будет единственный документ, который докажет факт передачи авто. После этого необходимо в гражданском порядке подать иск, объяснить ситуацию с налогами и обратиться с просьбой принять решение по возможности утилизации автомобиля. И если суд вынесет такое решение, то с этим постановлением уже обратиться к нам. Это и будет для нас единственным законным основанием “списать” автомобиль”. Либо еще один способ - вырезать ту часть кузова, где выбит номер, и предоставить ее в УДП. Но в этом случае также необходимо присутствие покупателя.
Как видно, эти схемы достаточно запутанны. Даже вариант с судом - казалось бы, вполне реальный - требует обязательного наличия нотариуса, который несколько лет назад выписывал доверенность и хранит при этом все документы в архиве. Что не всегда возможно. Кстати, и в УДП, и в Налоговом комитете нам пояснили - эта проблема распространена настолько, что чуть ли не каждый второй обращается с просьбой оказать содействие. Что, наверное, давно уже должно было стать сигналом для создания поправок в существующее законодательство. Впрочем, была бы ситуация наоборот, которая позволяла бы увиливать таким образом от уплаты налогов, вилку давно бы уже заметили и устранили. А так, есть автомобиль - есть человек, есть, с кого требовать - удобно. |