|
Ботагоз Омар
Новая попытка властей модернизировать изношенные сети поставщиков коммунальных услуг вновь выльется ростом тарифов для населения. Причем последнее является своеобразным “призом” для тех компаний, которые зарекомендуют себя как наиболее эффективные
В очередной раз антимонопольщики и руководители профильных министерств ломают голову над тем, как поощрить монополистов вкладывать средства в старые коммуникации: теплоисточники, а также в тепловые, водохозяйственные и электрические сети. Глава АРЕМ
Мурат Оспанов на недавнем заседании правительства сразу оговорился, что отныне предельные тарифы законодательно установят для всех субъектов естественных монополий (если правительство пронесет соответствующие поправки через парламент). По подсчетам антимонопольного органа, этот шаг обеспечит стабильность и предсказуемость тарифов, а значит, повысит инвестиционную привлекательность этой сферы деятельности.
Всего в соответствии с программами модернизации жилищно-коммунального хозяйства и программы “Ак булак” на 2011-2020 годы за счет тарифного дохода в регулируемых областях планируют инвестировать на объекты ЖКХ 452 миллиарда тенге, а также объекты водоснабжения и водоотведения - более 113 миллиардов. А из госказны для обновления технического фонда объектов водоснабжения и водоотведения планируют выделить более 1,27 триллиона тенге.
Для снятия нагрузки с бюджета профильные госорганы активизируют деятельность в рамках государственно-частного партнерства, что позволило в прошлом году за счет тарифов в регулируемых отраслях обеспечить на ремонтные цели 36 миллиардов тенге (при плане - 34,5 миллиарда).
Кроме того, с 2013 года 24 региональные электросетевые компании страны перейдут на метод сравнительного анализа - будут вести бенчмаркинг. Эту практику широко применяют за рубежом. То есть теперь по установленным критериям максимальной эффективности работы компаний будут определять наилучшие РЭКи, к показателям которых должны будут стремиться остальные. “Более того, РЭКам предоставляют возможность увеличения тарифов при достижении наилучших показателей по установленным критериям, а также в рамках имеющегося тарифного дохода оптимизировать свои затраты и использовать на реализацию инвестпроектов и самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами”, - не без гордости подчеркнул глава АРЕМ. Кроме того, этот механизм в пилотном режиме будут применять для крупных базовых водоканалов.
Еще одна ставка делается на применение углубленной дифференциации тарифов на электрическую энергию и воду. Так, АРЕМ приступил к введению третьего уровня дифференцированных тарифов на электроэнергию по величине потребления. По воде систему оплаты по группам потребителей внедрили во всех регионах, а по объему потребления двухуровневая дифференциация действует пока в восьми областях страны. В целом, за 2011 год водоканалы увеличили доход на 9,8 миллиарда тенге, экономия составила около 27 миллионов кубических метров воды, или около двух миллиардов тенге, и в 2012-2013 годах планируют обеспечить поэтапный переход к трехуровневой дифференциации.
Глава Минэкономразвития высказался за вносимые изменения, тем более, что, по его словам, теперь предсказуемость и стабильность тарифов даст возможность экономистам заранее планировать их величину в закладываемом бюджете на ближайшие пять лет, “чтобы мы могли рассчитать ожидаемый вклад в росте тарифов в инфляцию”.
“Агентство представило в министерство три варианта прогнозов на 2012 год по тарифам на регулируемые услуги. По первому варианту вклад в инфляцию составит 2,77 процента, по второму - 1,94 процента, третьему - 3,3 процента”, - сообщил Бахытжан Сагинтаев. “По результатам проведенной оценки мы остановились на уровне 1,9 процента, что, в свою очередь, больше прошлогоднего уровня, когда был вклад со стороны субъектов естественных монополий 1,58”, - добавил министр. “Я думаю, что это достаточный уровень для того, чтобы субъекты естественных монополий могли привести в порядок свои сети, обновиться и провести модернизацию”, - заключил главный экономист страны.
Мы уже неоднократно высказывали позицию в “НП” в этом вопросе. Сектор оказания коммунальных услуг в основном лежит в коммерческой плоскости, так как большая их часть сосредоточена в частных руках. Любой бизнес должен предполагать вложения, в том числе и в амортизацию.
Поэтому удивительно, что все попытки по обновлению технического фонда коммунальщиков в итоге ложатся бременем на обычных потребителей услуг. Да еще и самым эффективным предприятиям сулят “бонус” в виде возможности повышения тарифов, хотя в рыночной экономике самым лучшим бонусом было и будет получение сверхприбыли, которая в здоровой среде должна быть следствием грамотного финансового подхода.
Астана |