Ботагоз Омар
Требования земельного законодательства на местах выполняют неохотно. Это побудило нового главу земельного ведомства проехать по регионам страны, чтобы разъяснить нормы действующих законов
Насколько велика территория Казахстана, настолько широк и спектр вопросов, которые предстоит решить, чтобы наладить систему эффективного управления земельными ресурсами.
Один из первых шагов, призванных решить эту задачу, - запуск в этом году в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра. Доступ к ней предоставили 496 государственным органам и учреждениям через интернет-сайт.
Для ведения мониторинга земель во всех регионах страны установили 975 пунктов наблюдения (по состоянию на 1 ноября 2011 года). Но это количество не позволяет охватить все почвенные разновидности Казахстана. Так, например, только в Алматинской области проводят мониторинг природных кормовых угодий.
Особого внимания требуют вопросы деградации почв. Здесь достаточно начать с того, что в госорганах нет даже полной достоверной информации об их состоянии. На сегодняшний день имеются материалы по проведенным в разные годы почвенным анализам на площади 1,2 миллиона гектаров, а по геоботаническим обследованиям - на площади 165 миллионов гектаров. (Для сравнения: Казахстан занимает территорию площадью 272,5 миллиона гектаров.)
Агентство по управлению земельными ресурсами намерено до 2015 года провести полную инвентаризацию земель сельхозназначения.
Как показывает статистика 2010 года, по стране на один гектар пашни внесли 4,14 килограмма удобрения. Но еще на заре 90-х эти цифры можно было смело умножать на пять. В соответствии с действующим законодательством работы по внесению удобрений должны производиться за счет собственников и землепользователей.
Но, по мнению
акима Костанайской области Нуралы Садуакасова, которое он высказал на специальном семинаре, проведенном представителями Агентства по управлению земельными ресурсами, сегодня в Казахстане нет лабораторий, которые могли бы определить плодородие земли. Поэтому без этого ориентира представители местных исполнительных органов не могут даже четко обозначить обязанности сторон в договорах аренды. “Так выходит, что сегодня можно у каждого второго и даже у каждого первого землю отбирать. Когда мы выйдем на соответствующий уровень, то можно и эти моменты указывать”, - отметил он.
Остается нерешенным и вопрос по установлению минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения. Необходимость в этом вызвана тем, что власти намерены укрупнить крестьянские хозяйства и агроформирования в сельскохозяйственных регионах. Соответствующие нормы закона вступили в силу с середины 2009 года. Однако на сегодняшний день минимальные размеры земельных участков определили только в Актюбинской, Алматинской, Костанайской, Кызылординской и Мангистауской областях. Поэтому неудивительно, что в последнее время в пригородных зонах больших городов прослеживается тенденция дробления земель крестьянских хозяйств, как правило, не для ведения сельского хозяйства, а для строительства жилых домов под видом сооружений для ведения производства.
А все это, в свою очередь, стало следствием низких темпов выделения участков для индивидуального жилищного строительства. С начала текущего года по республике выделили 1505 участков. Из них 854 участка, или 56 процентов, предоставили на неподготовленных площадках. Однако в соответствии со статьей 44 Земельного кодекса такое предоставление не допускается. “Для того, чтобы предоставить земельные участки под ИЖС, необходимо создать соответствующую инфраструктуру с выделением на эти цели средств из местного бюджета или трансфертным платежом из республиканского бюджета”, - подчеркнул глава земельного ведомства.
Как показывает практика, любой государственный орган для улучшения своей работы начинает действовать через изменение действующего правового поля. Так, например, парламентом в 2007-2011 годах из 313 действующих в Казахстане законов внесли изменения и дополнения в 210. 15 раз подвергался корректировке Закон о государственных закупках, 22 раза - Закон о частном предпринимательстве, 7 раз - Закон о нормативно-правовых актах, о банкротстве, о страховой деятельности. Абсолютный лидер в этом ряду - Кодекс об административных правонарушениях, который видоизменялся более 50 раз.
Но, к сожалению, эти законы работают далеко не всегда. Вот и приходится руководителям центральных исполнительных органов организовывать специальные обучающие семинары, направленные на разъяснение норм земельного законодательства.
Астана |