|
Ботагоз Омар
Программу модернизации зданий, на которую в прошлом году из республиканского бюджета выделили более 7,3 миллиарда тенге, полностью отдали на откуп местным акимам и самим жителям. Единый подход из центра в этом вопросе отсутствует, поэтому у частников, занимающихся ремонтом, здесь полная свобода. В итоге на ремонт домов уходит столько средств, сколько хватило бы на возведение новой многоэтажки
Напомним, что в соответствии с новой Программой модернизации ЖКХ в течение десяти лет на ее реализацию из республиканского бюджета выделят 533 миллиарда тенге. Эти деньги дают жильцам многоквартирных домов на возвратной основе с разбивкой на несколько лет. И по замыслу инициаторов этого масштабного для страны проекта, он имеет массу плюсов, среди которых - обновление старого жилого фонда, снижение энергозатрат (с учетом того, что здания входят в число наиболее расточительных секторов) и экономия для самих жителей при оплате коммунальных услуг, которая составляет не менее 30 процентов.
Ожидается, что через десять лет в Казахстане отремонтируют и приведут в порядок более 11 тысяч 600 домов. В прошлом году программу запустили в пилотном режиме. Как сообщил вчера в ходе встречи со столичными журналистами председатель правления АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” Толеутай Рахимбеков, по итогам прошлого года в стране отремонтировали по госпрограмме 401 здание, из которых 65 - по первому механизму (здесь операторами являлись социально-предпринимательские корпорации) и 336 - по второму (через ГКП и ТОО, находящиеся в ведении акиматов).
Однако на центральном уровне данное агентство не осуществляет контроль за использованием выделенных на эти цели средств. То есть, учитывая, что большинство жителей многоквартирных жилых домов не имеют ни желания, ни возможности (во времени в том числе) контролировать частные компании, которые вызываются отремонтировать и термомодернизировать их дома, а председатели КСК в редких случаях ответственно относятся к своим обязанностям, получается, что этот вопрос находится сегодня в свободном плавании.
Да, бюджетные средства (на ремонт домов в том числе) выдают только при наличии соответствующей проектно-сметной документации. Но никто не может проверить, насколько завышены услуги, обозначенные в тарифах частных компаний, и сопоставить их с усредненными данными о реальной стоимости товаров и услуг. На центральном уровне этим никто не занимается. В итоге порой ремонт многоэтажек обходится не ниже, чем строительство домов с нулевого цикла.
Мы уже не раз писали о реализации программы термомодернизации зданий. Так, например, в материале “Трехэтажные ожидания” (“НП”, 1 ноября 2011 года) мы приводили пример с ремонтом в Астане 27-квартирной трехэтажки, который обошелся в 33 миллиона тенге. Их хватило лишь на текущий ремонт и замену котла без установки автоматизированного теплового пункта (АТП). По словам же представителей АО “Казцентр ЖКХ”, почти во всех четырехстах многоэтажках, отремонтированных по данной программе в прошлом году, установили АТП.
Для сравнения, ранее в интервью нашей газете заместитель председателя правления АО “Казцентр ЖКХ” Ербулат Буксукбаев говорил о том, что в целом, по статистике, термомодернизация только одного стандартного 60-квартирного жилого дома стоит более 30 миллионов тенге. Так, например, на установку АТП потребуется около 20 тысяч долларов США, 120-130 тысяч уходит на утепление, замену крыши, 25 - на обновление окон.
Дом отремонтировали, платить за этот “праздник жизни” придется самим жильцам, но никто не поднимает вопроса о том, что стоимость этого ремонта завысили, по самым скромным подсчетам, в два раза. И это только единичный пример. Сколько таких многоэтажек “термомодернизировали” не по реальным расценкам?
Руководитель АО Толеутай Рахимбеков на встрече с журналистами сообщил, что в целом мониторинг его сотрудники проводят, но при этом страна еще не знает ни одного факта, когда кого-либо привлекли к ответственности за нерациональное использование выделенных на реализацию программы модернизации средств.
Но пока известны обратные факты, когда жильцам домов, которые термомодернизировали, приходили счета от услугодателей, в которых не учитывались параметры, обозначенные на счетчиках. То есть они были вынуждены платить дважды: за проведенный ремонт их здания с установкой АТП и... по старому счету, не учитывающему, что объект уже не потребляет так расточительно ресурсы, как это было ранее.
На этот счет представители АО отметили, что в соответствии с правилами тепловой энергии потребитель должен оплачивать сумму, начисленную по показанию приборов учета. По нормам потребления счета выставляют только при отсутствии приборов учета. Поэтому по вышеобозначенному факту они пообещали разобраться детально.
И как бы эксперты ни говорили о строгости бюджетных процедур и верховенстве закона, вопрос термомодернизации, который сегодня полностью находится в компетенции местных акиматов, требует централизованного подхода. На этот счет глава АО разводит руками, подчеркнув, что реализация госпрограммы в их компетенцию не входит. “Мы занимаемся разработкой нормативных документов, правил, проведением научных исследований, пропагандой и распространением знаний. Каждый из нас занимается своей работой”, - отрезал Толеутай Рахимбеков, отвечая на ремарку “НП”.
Программа, за которую отвечают все, в итоге может вылиться в то, что за конечный результат ее реализации будет не с кого спросить. Это система, о которой говорит народная поговорка: “У семи нянек дитя без глазу”. Разная стоимость тарифов за коммунальные услуги, разные расценки на стройматериалы и разные нормативы в единой стране требуют такого же единого подхода и пристального внимания на исполнение финансовых обязательств. Иначе уже имеющиеся сегодня скандалы, связанные с реализацией программы, могут вызвать социальное напряжение, ведь, как правило, в ветхих домах живут в основном люди с небольшими доходами.
Астана |