|
Ботагоз Омар
По мнению народных избранников, Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) превратилось в орган, который лишь дает итоги повышения цен по всем направлениям. Чтобы антимонопольщики не были “мальчиками от статистики”, некоторые депутаты предлагают изменить систему госрегулирования. Особенно в той части, которая отвечает за установление предельных цен на горюче-смазочные материалы
В предыдущих номерах “НП” мы уже писали о повсеместном повышении цен на коммунальные услуги (в номере от 13 апреля, “Продление “денежного” сезона”). Но начало апреля не шуточно сказалось и на карманах тех, кому приходится пользоваться услугами авиа- и железнодорожных перевозок, не говоря уже о 5,6-процентном повышении цен на бензин, которое, в свою очередь, влечет за собой рост цен практически на все товары, включая продукты питания и хлебобулочные изделия.
Начало этой недели для главы АРЕМа Мурата Оспанова, которого назначили на этот пост 23 января, ознаменовалось настоящим экзаменом на предмет того, как за прошедшие два месяца он смог ознакомиться со всеми “подводными” камнями, касающимися повседневной работы его ведомства с монополистами.
Большинство ответов оказались настолько неубедительными, что вице-спикер палаты Сергей Дьяченко не раз призывал новичка отвечать “громче и убедительнее”. Мурат Оспанов всячески старался повысить громкость своей речи, но суть самих ответов не менялась. Время от времени на помощь своему шефу в ответах приходил заместитель председателя агентства Анатолий Шкарупа.
Итак, больше всего депутатов интересовала проблема повышения стоимости авиабилетов. Дело в том, что с 5 апреля в целях компенсации роста цен на авиационный керосин национальной авиаперевозчик, компания “Эйр Астана”, ввела топливный сбор, который привел к повышению цен на авиабилеты на внутренних рейсах авиакомпании в среднем на 16 процентов. По данным компании, отпускная цена на керосин в 2012 году увеличилась на 200 процентов по сравнению с 2010 годом. Соответственно ожидается, что в 2012 году затраты авиакомпании на авиатопливо увеличатся на 61 процент по сравнению с 2011 годом и составят треть от всех расходов авиакомпании. Рост цен уже привел к тому, что за январь-февраль 2012 года авиакомпания понесла убытки в размере 10,9 миллиона долларов.
Здесь глава АРЕМ подчеркнул, что цена на авиаперевозки не менялась с 2002 года, то есть на протяжении десяти лет. “Рост мог бы быть и больше, но с учетом того, что при увеличении объемов затраты уменьшаются, мы их уменьшили”, - не без гордости отметил он, намекнув при этом на то, что еще до его назначения на этот пост, в 2011 году, законодательно отменили государственное регулирование цен на авиакеросин.
Однако это не уменьшило количества депутатов, возмущающихся по этому поводу. Ольга Киколенко обратила внимание на то, что теперь билет до Костаная, удаленного от Астаны на 750 километров, будет стоить дороже 30 тысяч тенге. “Когда билет до Костаная стоит дороже, чем из Костаная улететь в Москву, граждане высказывают серьезные претензии”, - отметила она. На этот счет Мурат Оспанов дипломатично отметил, что снижение цен на авиабилеты по Казахстану возможно, но только при условии, что цена на топливо изменится.
Тем, кто предпочитает железнодорожный транспорт, также придется раскошелиться. Рост цен с первого апреля коснулся и железнодорожных перевозок, причем на 15 процентов. Аналогичные повышения были в 2008, 2010 и 2011 годах. Каждый виток цен дает национальному железнодорожному перевозчику ежегодно не менее 54 миллиардов тенге, которые, по словам главы АРЕМа, вкладывают в модернизацию технического парка.
Но если авиа- и железнодорожные перевозки касаются далеко не каждого, то совсем иначе стоит вопрос, когда речь идет о стоимости горючего для автомобилей. Восьмого апреля АРЕМ приняло решение о повышении стоимости горюче-смазочных материалов в среднем на 5,6 процента. В результате стоимость бензина АИ-92 составила 112 тенге за литр. Здесь Мурат Оспанов напомнил, что агентство определяет предельную цену на три вида ГСМ: АИ 80, АИ 92/93 и дизельное топливо.
“Нам тут дали информацию об изменении тарифов на регулируемые услуги. Из уст кабинетного “мальчика” от статистики: мясо подорожало на 23, говядина - 36,5, баранина - на 30 процентов. Откуда тогда берется инфляция 6-7 процентов? И потом заявляют, что мы высчитываем по 508 показателям! Да кому нужны эти 508 показателей?” - возмутился депутат Мухтар Тиникеев. “Народ волнуют цены на хлеб, мясо, коммунальные услуги. Так высчитайте вы по этим реальным ценам уровень инфляции! Кто носит у нас бриллианты и шубы, которые, наверно, входят в эти 508 показателей? Я хотел бы сказать, что АРЕМ - это одна из тех структур, которые должны отвечать за тот уровень инфляции, который дают монополисты, и просил бы новое руководство АРЕМа более строго следить за этим, не быть “мальчиками от статистики”, - отметил депутат.
При этом он предложил поменять систему утверждения цен на ГСМ, исключив из нее Министерство нефти и газа. “По закону, для расчета цены МНГ ежемесячно представляет в АРЕМ сведения по мировой цене на нефть. Хочу обратить внимание коллег на тот факт, что АРЕМ само не считает ни одного показателя, а только вставляет в формулу данные, которые предоставляет министерство. Здесь АРЕМ выступает в роли обычного калькулятора, хорошо, что не статиста, и не несет никакой ответственности за обоснованность показателей. Министерство нефти тоже уходит от ответственности, ссылаясь на то, что цены устанавливает АРЕМ. То есть не с кого спросить. В этой связи у меня предложение: пусть АРЕМ само утверждает цены без привязки к информации министерства”, - предложил Тиникеев.
“Если это будут данные министерства, то цены у нас будут расти. Задача министерства - обеспечивать нефтью и газом казахстанцев! Поэтому АРЕМ должно само принимать решения по установлению предельных цен и определить механизм расчета цен, который бы учитывал платежеспособность населения, какой уровень инфляции может внести повышение этих цен для малого и среднего бизнеса”, - заявил он.
Астана |