Ольга Шишанова
В Казахстане к 2013 году создадут Ассоциацию общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства.
Комитет лесного и охотничьего хозяйства надеется, что данная мера поможет не только в борьбе с браконьерством, но и упорядочит передачу некоторых полномочий госорганов в общественные организации, например, такие важные вопросы, как проведение мониторинга, учет животного мира, выдача охотничьих билетов
В настоящее время в республике зарегистрировано более 100 000 охотников, около 650 охотничьих хозяйств, общественных фондов (“Беркутчи”, “Акбокен” и др.), охотничьих магазинов и других организаций, работающих в сфере организации охоты и интурохоты, реализации охотничьих товаров, дичеразведения и других видах охотохозяйственной деятельности. За охотничьими хозяйствами закреплена половина площади охотничьих угодий республики, которая насчитывает сегодня в общей сложности 234 миллиона гектаров.
Реформа охотничьего хозяйства началась в Казахстане еще в 2004 году принятием новой редакции Закона “Об охране, воспроизводстве и рациональном использовании животного мира”. В 2005-2007 годах создали более 600 охотхозяйств. Однако в 2011 году с 23 директорами хозяйств договора расторгли.
Оказалось, некоторые владельцы хозяйств считали охотохозяйственные договора пустой формальностью, полагая, что приобретают земельную собственность, которая может подняться в цене. Когда же поняли, что особых доходов не предвидится, потеряли интерес. Никаких нарушений не нашли только в пяти хозяйствах.
И вот 25 января 2012 года вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий”.
В его новую редакцию внесли норму о создании республиканской Ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства в целях координации и защиты интересов физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства и в области охраны, воспроизводства и использования животного мира. Ведь, как ни странно, но в сохранении дикой природы больше всего заинтересованы сами охотники. Ведь для многих из них - настоящих, а не браконьеров - это и работа, и смысл жизни.
Первым вопросом рабочей повестки ассоциации, по словам председателя Костанайского областного общества охотников и рыболов Анатолия Коваленко, стал возврат некоторых прежних положений, существовавших еще в 90-е годы, когда егерям и государственным охотинспекторам, которые задерживали браконьеров, солидная часть от штрафа и от иска в размере 40 процентов шла на материальное поощрение.
Сейчас этого нет. Поэтому ассоциация, которая является некой прослойкой между природопользователем и уполномоченным органом, то есть комитетом, как заметил Анатолий Коваленко, будет вносить предложение по возврату этого положения. “И вообще, необходимо многое наверстать”, - добавил он.
Но пока идут заседания ассоциации республиканской, неожиданно возникла проблема - Талдыкорганское общество охотников и рыбаков решило отделиться и основать свою собственную ассоциацию. Конечно, подобных охотохозяйственных организаций может быть сколько угодно, но будет ли от этого польза животному миру и экосистемам, которые нуждаются в срочной поддержке, а не делении полномочий?
Астана |