|
Юлиана Жихорь
Согласно социологическим опросам, второе место по коррумпированности занимает сфера земельных отношений. Опережают ее только государственные закупки. Интересно, что сами “земельщики” о своей проблеме знают, но бороться с ней не спешат - то ли экономически выгодно, то ли - карьерно чревато
Конечно, руководство Агентства по управлению земельными ресурсами отмечает, что число проверок растет, количество выявленных правонарушений увеличивается. Так, за последние три года выявили 2382 незаконных решения о предоставлении земельных участков. Отменены (через суд) 430 решений. “К административной ответственности привлекли 181 должностное лицо в виде штрафа на общую сумму 7 миллионов тенге. К дисциплинарной ответственности привлекли 125 руководителей и 218 работников акиматов”, - сообщила ответсекретарь агентства Гульжахан Бимендина.
В общем, делает вывод Бимендина, есть факты нарушения “в нашей системе, и требуют (эти факты. -
“НП”) более жесткого подхода.
Однако сенатор, председатель антикоррупционного комитета при НДП “Нур Отан”
Оралбай Абдыкаримов считает, что верхушка агентства кривит душой. “Все считают, что ни одно решение комиссии без ведома акимов не принимается. Действительно, местная власть распределяет землю, но вопросы контроля за земельными правоотношениями полностью ложатся на территориальные земельные инспекции. В конечном счете виноваты прежде всего работники земельных инспекций, которые мирятся с таким положением... Агентство, как свидетельствует недовольство населения, идет на поводу отдельных представителей местных органов власти. Если не сказать больше - обслуживает их интересы. Мы никогда не слышали, чтобы по представлению инспекций акимов или замов привлекали к ответственности”.
И привел пример: “На всю страну прогремел факт продажи школьного стадиона в Щучинском районе. В местном акимате по этому случаю объяснили: детей в школе поселка Окжетпес мало, большая спортивная площадка им ни к чему. Поэтому взяли - и половину продали под индивидуальное жилье, да еще внеочередникам. Понятно, кто получил, да? Эти чиновники районного уровня, еще кто-то из Астаны. Щучинск - это очень привлекательное место. Надо еще проверить, кому отдали эти земли. И раз это незаконно - надо вернуть.
В Петропавловске в числе “ушедших налево” стадионы пяти школ, привокзальная площадь с инженерными коммуникациями и земли общественного пользования.
В Караганде половину парка застроили элитными коттеджами. Таких случаев много по всей стране. По каждой области можно привести сколько угодно”.
Кстати, напомнил Абдыкаримов, комитет не раз советовал агентству начать избавляться от коррупционеров. Сенатор напомнил, что еще несколько лет назад рекомендовали отстранить от должности экс-главу ведомства Узбекова и его зама - Накипбекова. Но... Узбеков тогда не лишился своей должности, а Накипбеков, будучи раскритикован антикоррупционными борцами в должности руководителя шымкентского горкомитета, остался... в кресле зама главы агентства. В итоге оба, вместе с еще одним уже бывшим замом Узбекова - Жанпеисовым и рядом других должностных лиц агентства и РГП “Казгеодезия”, привлечены к ответственности за расхищение 906 миллионов тенге, выделенных на приобретение тахографов, геодезической и картографической продукции и создание морской карты казахстанского сектора Каспийского моря.
Сенатор пришел к выводу, что в значительной части коррупции способствует юридическая неграмотность населения, выгодная, в первую очередь, самим чиновникам, которые распределяют землю: “Именно сидящим в этом зале выгодно, больше никому не выгодно!”
И вообще, сделал вывод сенатор, земельные инспекции должны действовать (по функциям) как агентство по борьбе с коррупцией: “Потому что любое нарушение земельного законодательства - это коррупция. Почему землю продают без аукциона. Это самое настоящее коррупционное правонарушение. Вместо того чтобы заявлять об этом, говорить вслух, вы молча согласовываете, визируете и так далее. За каждую такую визу должен отвечать каждый начальник инспекции”.
В любом случае, пообещал председатель антикоррупционного комитета, в ближайшее время за проверку агентства возьмутся весьма серьезно.
Астана |