Ольга Шишанова
Министерство образования решило обновить инновационные подходы в организации воспитательной работы в современной школе в условиях перехода на 12-летнее обучение, собрав на семинар-слет более двухсот классных руководителей со всей республики
В свое время советский педагог Виктор Коротов создал целую концепцию, которая называлась “Концепция обучения” и согласно которой проходила организация учебного процесса. Этот труд был настольной книгой педагогов советского времени, причем в процессе обучения считали, что человек будет воспитываться автоматически. Сам, безо всякого влияния со стороны.
Только спустя долгие годы выяснилось, что во главу всего нужно было ставить воспитание, а обучение - это лишь средство, с помощью которого должны осуществляться воспитательные задачи. Но время упустили, поскольку каждая четвертая работа или диссертация в педагогике тех лет посвящалась вопросам дидактики и методики обучения, но не воспитания.
Вообще, с советского периода осталось много нормативных правовых актов, которые регулируют сегодняшний процесс воспитания в школе.
Один из них принадлежал профессору Ивану Маренко “Примерное содержание и воспитание школьников”, затем ему на смену пришел документ времен становления в Казахстане независимости - “Комплексная программа организации воспитательной работы в организациях высшего и среднего образования РК”.
Наконец, в декабре 2009 года приказом министра образования утвердили новую Концепцию воспитания в системе образования республики.
Но все эти документы, в том числе и последний, в силу своей давности утратили свою значимость, поскольку мир современных детей не похож на мир предыдущих поколений, хотя, справедливости ради, надо отметить, что за последние годы казахстанская средняя общеобразовательная школа все-таки заметно изменила свой облик.
По словам вице-министра образования Махметгали Сарыбекова, в этом направлении сделали крупные шаги в поддержку обновления системы образования, разработали и внедрили государственные общеобязательные стандарты образования, внедрили трехступенчатую модель высшего образования на основе кредитной технологии, вариативное образование, начали работу по разработке критериев оценки качества образования.
Кроме того, сегодня внедряют 12-летнее образование, которое, согласно декларации Совета Европы, с 1992 года реализуется в 136 странах мира. Из стран СНГ помимо Казахстана 12-летний срок обучения выбрали Беларусь, Украина, Узбекистан и страны Балтии.
В связи с этим сегодня в системе казахстанского образования основными требованиями к личности современного школьника объявили креативность, активность и социальную ответственность.
Но чтобы их привить, как отметил вице-министр, необходима система трансформации лучшего педагогического опыта в системе образования, учитывающая не только опыт воспитателей, классных руководителей и педагогов, но также родителей и НПО.
Астана |