|
Алла Иванилова
Текущая ситуация на мировом рынке зерна заставляет искать новые рынки сбыта. Для Казахстана это в первую очередь страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Но чтобы покорить эти и другие регионы, необходимо совершить революцию в отечественном зерновом хозяйстве
В конце минувшей неделе в Астане прошел V Казахстанский зерновой форум KAZGRAIN-2012, который собрал около 200 участников. Среди приглашенных были не только ведущие мировые и казахстанские зернотрейдеры, но и представители агрохолдингов, бирж, банков, инспекционных, брокерских, транспортных компаний и информационно-консалтинговых агентств. Учитывая освоение новых рынков сбыта, география участников форума была весьма разнообразна: Россия, Южная Корея, Германия, Латвия, Таджикистан, Финляндия, Япония, Китай, Индонезия, Пакистан, Иран, Эстония, Украина, Турция и др. Отечественные чиновники рассказали зарубежным гостям о возможностях экспорта казахстанского зерна. Не стали скрывать от потенциальных экспортеров и существующие проблемы.
Как известно, в прошлом году Казахстан собрал рекордный урожай зерновых, который в чистом весе составил 26,9 миллиона тонн, что в 2,2 раза больше, чем в 2010 году. По прогнозам Министерства сельского хозяйства, наша республика в текущем маркетинговом году (с 1 июля 2011-го по 1 июля 2012 года) может увеличить экспорт в 2,5 раза - до 15 миллионов тонн зерновых. С начала маркетингового года и до сегодняшнего дня Казахстан уже отгрузил около 7,5 миллиона тонн зерна, из которых 34 процента - мука. До нового урожая власти рассчитывают вывезти еще 6-7 миллионов тонн. Сейчас ежемесячно из страны уходит за рубеж около 1,2 миллиона тонн зерна. Чтобы освободить элеваторы для будущего урожая, где, по словам главы Зернового союза Нурлана Тлеубаева, находится 9,5 миллиона тонн “желтого золота”, необходимо экспортировать хотя бы 1,5 миллиона тонн зерна в месяц. Однако этому препятствует ряд факторов: нехватка зернохранилищ, портовых терминалов, сухогрузов и вагонов-зерновозов. Что касается последнего, то при необходимости в 15 тысяч вагонов в республике всего 5-6 тысяч зерновозов. Национальный перевозчик “Казахстан Темир Жолы” в этом году намерен закупить две тысячи зерновозов. В целом, руководство Минсельхоза оптимистично смотрит на эту проблему, надеясь ликвидировать дефицит подвижного состава в течение двух-трех лет. “Мы платим высокую арендную плату украинским, российским траспортникам, в таком случае лучше покупать зерновозы”, - считает министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков и активно лоббирует этот вопрос.
Приятной же новостью для экспортеров было то, что государство в этом году намерено продолжить субсидирование экспорта зерна в размере 4 тысяч тенге за тонну в прежнем направлении - Черного и Балтийского морей, а также в Китай. Планируется на эти цели, как и в прошлом году, выделить 15 миллиардов тенге. “Этого хватит дополнительно просубсидировать около 3,5 миллиона тонн в этих направлениях, что увеличит экспорт казахстанского зерна”, - констатировал министр сельского хозяйства. В ближайшее время данный вопрос рассмотрят на заседании государственной комиссии, и в ведомстве уверены, что решится он положительно.
Однако сами экспортеры считают, что такая помощь “не делает погоды”, и просят правительство увеличить размер субсидий до 40-50 долларов на тонну. По мнению генерального директора Казахстанской зерновой компании Сергея Потапова, компенсации в размере 4 тысяч тенге на тонну, а это примерно 27 долларов, недостаточно, чтобы казахстанское зерно было конкурентоспособным. “При текущей стоимости производственной пшеницы 3-го класса - 23 тысячи тенге на франко-элеваторе, ее стоимость с учетом доставки на условиях ФОП “Черноморские порты Украины” превышает 300 долларов за тонну, в то время как цена спроса составляет 260-265 долларов за тонну”, - заметил Потапов. Гендиректор Казахстанской зерновой компании уверен, что выделенных в прошлом году 15 миллиардов тенге на субсидирование транспортировки зерна через Россию и Китай недостаточно, чтобы разгрузить внутренний рынок после рекордного урожая.
Самый привлекательный покупатель - Китай. Потребление зерновых в этой стране каждый год растет. Однако торговля между нашими странами никак не наладится. Существующая логистика позволяет ежемесячно перебрасывать в Поднебесную всего лишь 40-42 тысячи тонн, что для 1,4-миллиардного населения - капля в море. Китайские компании заинтересованы в нашем зерне и рассчитывают покупать 30-40 процентов всего объема. К тому же через территорию южного соседа отечественное зерно может попасть в страны Юго-Восточной Азии. Как уверяют сами китайцы, приехавшие на зерновой форум, для этого у них есть вся необходимая инфраструктура.
Основная причина, по которой торговля с Китаем не идет в гору, - в слишком высоких требованиях наших соседей по карантинной безопасности. В частности, они хотят, чтобы зерно упаковывали в мешки, а это дополнительные затраты для казахстанских экспортеров. “Более того, при транзите через Китай это условие опять ставится”, - заметил председатель Комитета государственной инспекции в АПК Минсельхоза Сакташ Хасенов. Такие условия не понятны отечественным чиновникам: “Представители Китая приезжали и проверяли основные регионы, где выращивают нашу пшеницу, и никаких замечаний в этом плане не было”, - констатировал Хасенов.
По словам председателя правления АО “Продовольственная контрактная корпорация” Бейбитхана Кабдрахманова, “Китай не привык покупать казахстанское зерно”. “К нашему зерну нужно приучать китайский рынок. Это долгосрочная перспектива. Но мы заинтересованы экспортировать и готовы обсуждать эту тему”, - отметил Кабдрахманов. Кроме привычки есть и другие вполне реальные проблемы. Общеизвестно, что в Китае узкая железнодорожная колея, и когда наши вагоны приходят туда, необходимо перекидывать колеса. По словам председателя правления АО “Продкорпорация”, пока эти процедуры проходят, “месяц-два вагон гуляет”. Поэтому, как считают чиновники, необходимо строить зерновой терминал на стороне Китая. Возьмут ли на себя такие расходы китайцы, пока неизвестно, но если они по-настоящему заинтересованы в нашем зерне, то построят терминал.
Участвующие же в работе форума представители китайских компаний считают, что правительства двух стран должны сесть за стол переговоров и обсудить все накопившиеся вопросы.
Астана |