|
Алла Иванилова
В этом году в Астане начнут масштабные работы по строительству инфраструктуры для легкорельсового трамвая (ЛРТ). А уже в 2016 году астанчане смогут прокатиться на современном транспорте и пересечь весь город за 23 минуты
До недавнего времени в Астане существовало два вида общественного транспорта - автобусы и троллейбусы. Но из-за экономической нецелесообразности последний вид транспорта ушел в небытие. Оставшиеся автобусы сегодня не справляются с существующей нагрузкой.
О внедрении альтернативного вида транспорта в Астане говорили давно. В городах, численность населения которых варьируется от двух до пяти миллионов человек, наиболее подходящие - монорельс и метро. Такой вид транспорта эффективно решает проблему транспортировки людей, однако стоит он в 5-7 раз дороже внедрения других средств. Наряду с этим легкий рельсовый транспорт, основанный на трамвайной системе с использованием новых технологий, является сегодня наиболее прогрессивным. Стоимость его в несколько раз ниже метро и монорельса. К тому же его неоспоримое преимущество - он не загрязняет окружающую среду.
Городские власти первоначально в качестве варианта рассматривали систему быстрого бесшумного трамвая. Однако после сравнения имеющихся в мировой практике транспортных систем выбор пал на легкорельсовый трамвай (ЛРТ). Именно этот вид транспорта оказался наиболее приемлемым для казахстанской столицы с точки зрения климатических и экономических аспектов.
Кроме того, по словам специалистов, его внедрение должно пройти успешно, потому как дороги в столице шире европейских, где используется ЛРТ.
Начать строительство инфраструктуры для ЛРТ власти намеревались еще в 2008 году, однако из-за нехватки финансовых средств его отложили.
В прошлом году накануне Дня столицы в Астане заложили капсулу в честь начала строительства линии легкорельсового трамвая. В церемонии принял участие глава государства Нурсултан Назарбаев. Он тогда еще раз подчеркнул, что принято правильное решение: “Это будет перспективная транспортная артерия Астаны, то есть фактически наземное метро. В Алматы мы закончили строительство подземного метро. Это очень дорогостоящий проект. А при наших “плывунах” под землей ходить не так-то будет приятно. Поэтому я думаю, что мы приняли правильное решение. Перспективный транспорт в Астане должен быть вот таким - чистым, электрическим, комфортным, в условиях наших зимних периодов с теплыми переходами”.
Проект поделили на три очереди, а общая протяженность трамвайных линий - свыше 40 километров, из них 23 километра свяжут между собой аэропорт и железнодорожный вокзал. Первая ветка ЛРТ начнет свой старт от строящегося 88-этажного гостинично-делового центра “Абу-Даби Плаза”, протянется по Левобережью, улицам Кабанбай батыра и Сыганак и финиширует в аэропорту. Она будет иметь протяженностью 16,4 километра и восемь станций. На ее возведение выделили 18 миллиардов тенге, а сдачу в эксплуатацию запланировали в 2013 году. Вторая очередь строительства предполагает соединение левого и правого берега столицы. Уже имеющиеся трамвайные пути продлят до старого центра, построив шесть станций. В итоге от делового центра “Абу-Даби Плаза” до железнодорожного вокзала можно будет доехать за 23 минуты. Маршрут предположительно будет пролегать по проспектам Туран, Сарыарка и улицам Потанина, Затаевича, Гете. К строительству второй очереди планируют приступить в этом году, чтобы ввести ее в эксплуатацию в 2014-м.
Третья, заключительная очередь строительства включает в себя 13 станций и пройдет по другому, загруженному маршруту протяженностью 17,57 километра - вдоль проспектов и улиц Гете, Республики, Богенбай батыра, Валиханова, Кенесары, Абылай хана, Б.Момышулы, Тауелсиздик, №39А, Сыганак, и будет продлена до железнодорожной станции Сороковая. Таким образом, линия соединит южную и северную части города: самые густонаселенные районы города, важные транспортные узлы и наиболее посещаемые общественные объекты.
Полностью наземное метро будет готово в 2016 году. Власти уверены, что оно станет хорошей альтернативой автобусам и маршруткам. Планируют, что первоначально трамвай будет перевозить 250 тысяч пассажиров, а в дальнейшем возьмет на себя более 50 процентов городских пассажирских перевозок. Причем ожидать транспорт на остановках пассажиры будут недолго - всего три минуты, а стоимость проезда будет не выше, чем в обычном общественном транспорте.
Строительство инфраструктуры легкорельсового трамвая предусматривается за пределами проезжей части в рамках красных линий существующих улиц. С учетом климатических условий Астаны станции будут крытыми, с вентиляцией и обогревом и расположены через каждые 550-770 метров. Остановочные комплексы выполнят в стиле хайтек, и, как обещают чиновники, они станут достопримечательностью города. Их оборудуют подземными пешеходными переходами, лифтами и эскалаторами. Перрон отделят от путей системой автоматического допуска - стеклянными дверьми, открывающимися одновременно с дверьми вагонов. Кроме того, платформы адаптируют для инвалидных и детских колясок.
Аналог подземного метрополитена строят в сотрудничестве с французской компанией ALSTOM, которая выпускает каждый третий легкорельсовый трамвай в мире. Всего между аэропортом и комплексом “Абу-Даби Плаза” будут курсировать 12 поездов, каждый из которых состоит из трех секций. Общая длина поезда - более тридцати метров, ширина - 2,5 метра. Вместимость - 250 человек. Помимо внешней привлекательности трамваи будут комфортны и эстетичны внутри: удобные сиденья, система обилечивания и информация на экранах для пассажиров.
Астанинский ЛРТ станет третьей по счету системой скоростного рельсового транспорта в Центральной Азии после ташкентской и алматинской.
Астана |