|
Наталия Цой
В России вновь заговорили о введении единой школьной формы. Вопрос актуальный, наверное, для всего постсоветского пространства. Что выбрать - единообразие или индивидуальность? И кому нужны дети “под одну гребенку”?
Эта борьба длится не первый год. Еще издавна бытует мнение, в основном среди преподавательского состава, что школьная форма дисциплинирует, настраивает на учебу. Другие считают, что это поможет избежать социальных конфликтов, уравняет детей из бедных и богатых семей. Тем не менее нашлись и противники возврата к устаревшим традициям. Мол, школьная форма - это вчерашний день. Да и результаты соцопроса показывают, что для большинства учеников более важным является свобода выбора, проявление своей индивидуальности.
Пока же необходимо разобраться, о какой именно единой форме говорят сегодня российские чиновники. Если речь идет о форменном школьном платье с воротничками, манжетами и фартуке, повседневном и праздничном - это одно дело. Тут есть над чем поработать. Если же мы говорим о ставших традиционными костюмах, то о каком новшестве идет речь, ведь и так почти все средние учебные заведения имеют свою униформу, разница лишь в фасонах и расцветке.
Что касается Казахстана, то в нашей республике школьную форму внедряли поэтапно с 2003 года. И хоть единого стандарта у нас нет, тем не менее, практически во всех школах есть ряд требований к одежде школьников. Для мальчиков самым приемлемым вариантом школьной одежды является классический костюм. Для девочек - выбор разнообразнее. Школьная мода предлагает и костюмы, и сарафан с блузкой, и платья с модными воротничками, и плиссированные юбки с жилетами.
Напомним, что после распада СССР обязательное ношение школьной формы отменили, но именно после этого необдуманного шага начался заметный процесс расслоения детей на богатых и бедных. И каждый мог по одежде определить людей своего круга, а к “другим” относиться с некоторым пренебрежением. Поэтому, чтобы дети не выбивались из коллектива и не чувствовали себя отщепенцами, многим родителям приходилось тратить баснословные деньги для покупки соответствующей экипировки.
Кстати, в некотором роде отщепенцами были и учителя, чья заработная плата не позволяла им покупать брендовые вещи, да и школьный дресс-код диктовал свои правила. Что совсем не способствовало ни нормальному процессу получения знаний, ни организации хотя бы видимости дисциплины в школе.
Сегодня в обществе спрос на школьную форму растет, так как она действительно дисциплинирует и нацеливает детей на деловое отношение и к учебе, и к своему будущему. Немаловажно и то обстоятельство, что в школьной форме дети все-таки будут находиться в равных социальных условиях и психологическом комфорте. Тем более что для поддержки казахстанских семей в условиях существующей экономической ситуации в регионах рассматриваются возможности оказания спонсорской поддержки в подготовке детей к школе.
Нельзя в этом вопросе не обратиться к международному опыту. Оказывается, в большинстве европейских стран нет единой формы. Все ограничиваются достаточно строгим стилем, а вопрос о школьной форме остается открытым.
Итак. В Великобритании школьная форма существует. В Австралии, Индии, Ирландии она приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, и ученики обязаны приходить на занятия в “фирменном” галстуке. Между прочим, школьники любят носить школьную форму и гордятся ею. В Германии, к слову, ведутся дебаты по введению единой школьной формы.
В США и Канаде до недавнего времени школьная форма была атрибутом только частных и религиозных учебных заведений. Сегодня ее вводят и в обычные школы. На Кубе школьная форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. Так же, как и в Турции, Сингапуре, только у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков - костюм, девочек - блузка, джемпер и юбка, для всех - галстук цветов школы. Так подчеркивается, что все равны независимо от социального и материального положения родителей.
В Японии фасон школьной формы не меняется более ста лет, школьницы ходят в матросках “сэйлор-фуку”. Школьная форма для них - эталон подростковой моды. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную одежду: белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие до голени гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.
Закономерно, что именно Страна восходящего солнца стала новатором школьной моды. Японцы выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку. |