Ботагоз Омар
Не прошло и трех месяцев с того времени, как глава государства раскритиковал казахстанских чиновников, которые при госзакупках покупают, в основном, импортные авто, в то время как отечественные производители представили первый в стране автомобиль представительского класса, который совсем скоро запустят в производство. Правда, пока в Костанае будут производить только сборку. Однако руководители завода заверяют, что к 2015 году степень локализации будет увеличена до 22 процентов
Напомним, что сразу после оглашения главой государства Послания народу Казахстана 27 января в ходе расширенного совещания правительства Нурсултан Назарбаев раскритиковал чиновников, которые покупают импортные автомашины. “В Восточно-Казахстанской области все чиновники покупают “Тойоты”. А что с ними случится, если они будут ездить на наших машинах? Кто вообще за этим следит? И для чего нам индустрия, если мы сами не используем ее?!” - отметил он.
“Костанайский завод выпускает отличные машины, все сельское хозяйство должно покупать там. О каком импортозамещении мы говорим?!” - возмутился тогда глава государства.
И вот в начале марта министр финансов Болат Жамишев отметил, что после данного поручения президента спрос на отечественные авто вырос более чем в два раза. “Госорганы повысили спрос на них с 400 до 900 с лишним штук”, - отметил главный финансист страны. “Наш завод (“Азия-Авто”, производящий из комплектующих автомашины “Нива”, Skoda, Chevrolet) в Усть-Каменогорске, в принципе, готов поставить эти легковые автомобили.
Я думаю в этом смысле мы поручение главы государства исполняем”, - добавил министр.
На этой неделе в Астане был презентован новый автомобиль представительского класса казахстанского производства SsangYong Chairman. Детище корейских дизайнеров обойдется не менее чем в 60 тысяч долларов. Впрочем, по словам генерального директора группы компаний AllurAuto Андрея Лаврентьева, по мере увеличения объема производства стоимость этого автомобиля будет падать. “У этого автомобиля степень локализации достаточно маленькая, она состоит только из операций по сборке этого автомобиля. Но до конца 2015 года мы выйдем на уровень 22 процента”, - отметил он, отвечая на вопрос “НП”.
Компания получила первые 35 заказов на этот вид автомобиля, однако более 70 процентов доли клиентов составляют частные компании. “Лишь 30 процентов заказчиков - это государственные и национальные недропользователи”, - отметил автопроизводитель.
Презентацию авто посетили вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров и Малика Нигматулина, до недавнего времени возглавлявшая столичное управление предпринимательства.
Станет ли новое детище автопрома востребовано руководителями казахстанских госорганов, покажет время. Между тем вряд ли автомобили по такой цене будут закупаться для чиновников среднего и младшего звена. В то же время костанайские производители говорят, что ими недавно была освоена и линия производства более дешевой продукции, которая по цене составляет не выше девяти тысяч американских долларов.
Фото Влада Бородина
Астана |