|
Ольга Шишанова из Астаны
Казахстан входит в пятерку стран с самым высоким потреблением чая, являясь лидером среди других стран СНГ. Ежегодно казахстанцы выпивают примерно три миллиарда литров напитка, заваривают до 22 миллионов килограммов
Чай - самый распространенный напиток на земном шаре. По общим подсчетам он является основным для двух миллиардов человек на Земле.
Чай стал основным напитком, который подают на стол в любое время года, на любые мероприятия или просто на переговорах - как деловых, так и личных.
В Казахстане сырья для производства чая нет - не те условия. Чайные кусты нуждаются в субтропическом климате, а потому отечественные производители пользуются в основном импортной продукцией и, по сути, являются расфасовщиками.
Тем не менее статистические данные свидетельствуют о том, что по потреблению “черного” или “зеленого” растительных листков мы опережаем даже чаепроизводящих индийцев: на каждого казахстанца выходит почти до полутора килограммов в год.
Однако лидирует по употреблению чая в мире такая страна, как Парагвай - почти 14 килограммов на человека, далее следуют Уругвай - восемь килограммов и Аргентина - шесть с половиной килограммов на человека.
В Великобритании и Ирландии (именно они ввели в западном мире традицию пить чай) эта цифра достигает от трех до четырех килограммов на человека в год, причем “высшим пилотажем” считается составление собственного рецепта чая. А вот в США чая потребляют примерно в 25 раз меньше, чем кофе.
Следствием экономического кризиса стали сокращение чайного рынка и переход значительной части, в том числе и казахстанских, потребителей к более дешевым сортам чая. Однако население нашей республики на этом фоне демонстрирует устойчивую приверженность к относительно дорогому качественному чаю.
Вообще доля чая в продуктовой корзине Казахстана значительнее, чем в таких крупных странах, как Россия и Украина. Традиционно казахстанская семья тратит в среднем на приобретение чая больше, чем российская или украинская. (Помнится, еще лет 20 назад чай в сельских украинских семьях считался исключительно празднично-выходным напитком.) Да и рынок чая в Казахстане сегодня более чем разнообразен, причем лидирующие позиции за несколько лет заняли отечественные марки, хотя и они на самом деле привозные. Рассыпчатый, или, как его еще называют, байховый, присутствует у нас в нескольких видах - черный, зеленый и желтый; прессованный, которого гораздо меньше, - в плитках или таблетированный, и экстрагированные сорта, которые представлены в Казахстане в основном в разовых пакетиках.
Социологические исследования показывают, что чай употребляет 99 процентов казахстанского населения. Но только половина из этого числа выпивает более чем четыре чашки чая за день. По типам чая предпочтения разделились - 69 процентов пьют черный чай без добавок, а для остальных тип вообще не имеет значения.
Несмотря на то, что на республиканском рынке ассортимент по видам и типам достаточно разнообразный, казахстанцы подразделяют чай только на гранулированный и листовой. При этом скрученные чаи любит более половины потребителей.
В то же время взгляд наших соотечественников на тонизирующий напиток постепенно меняется из-за богатого выбора. Самые потребляемые на сегодня - высший сорт и первый, поэтому импортеры завозят их больше всего. Реже встречается сорт “букет”, который можно отнести к элитным видам: его 50 граммов стоят как минимум 150-200 тенге, а то и больше.
Кстати, казахстанские потребители при выборе продукта для чаепития больше ориентируются на страны-производители.
При этом из всего разнообразия чаепроизводителей казахстанцы чаще всего выделяют для себя только две страны - Индию и Цейлон, хотя сейчас в оборот вошли и китайские чаи. В то же время наблюдается тенденция увлечения жителей Казахстана зелеными сортами чая благодаря их полезности - помогают организму в усвоении пищи и способствуют похудению.
Кстати, в мире зеленый чай очень популярен, а килограмм самого дорогого сорта King of Green Masa Super Premium продают за баснословные деньги - тысячу долларов, хотя самыми дорогими в мире считаются желтые и белые сорта чая - типсовые, цена которых превышает тысячу двести долларов за килограмм.
Самый дорогой в мире чайный пакетик создали английские ювелиры в честь 75-летия чайной компании PG. Пакетик вручную был украшен 280 бриллиантами и стоил семь с половиной тысяч фунтов стерлингов.
В Казахстане пока столь изысканных чайных гурманов нет, зато есть другие покупатели, готовые выложить за небольшие коробочки в 50, 100 или 200 граммов до 15 тысяч тенге.
Привлекательность казахстанского потребительского рынка привела на него, как уже говорилось, известных импортеров из России, Индии, Цейлона и Европы. По официальным данным, 60 процентов чая ввозится в Казахстан в фасованном виде.
Однако с этими импортными торговыми марками, пользующимися заслуженной известностью, успешно конкурируют и национальные производители, наиболее крупным из которых является предприятие “Алматинский чай” с одноименной торговой маркой - эта компания контролирует около четверти казахстанского чайного рынка.
Около 18 процентов рынка занимают торговые марки санкт-петербургской компании “Орими Трейд” с чаем “Принцесса Канди”, “Принцесса Нури”, “Принцесса Гита” и “Принцесса Ява”, которые в основном фасуются в Казахстане.
Третье место в группе лидеров с примерно 15 процентами рынка занимает торговая марка “Ассам чай” от J.V.Gokal.
Остальные чуть более 20 процентов - это “Махараджа”, Lipton, “Брук Бонд”, “Дастархан” и JAY. |