Ольга Шишанова
В Великобритании из-за жалоб родителей официально отменили выполнение домашнего задания для учащихся начальной школы. В казахстанских же школах стремление задать как можно больше домашних заданий детям младшего школьного возраста набирает полную силу
Когда-то школьные домашние задания были весьма однообразны: по литературе - сочинение, по математике - пара задач, по истории - пересказ с учебника. Сегодня программа обучения куда веселее. К докладу ученик должен сделать красочную презентацию, выписать неизвестные слова из видеоролика в Интернете, написать эссе. В общем, система образования развивается так стремительно, что порой нарушает права ребенка не только на отдых, но и на сохранение психического здоровья.
Юридически в младшей школе должно быть не больше пяти уроков в день, в основной - не больше шести. Именно поэтому некоторые гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением предметов иногда практикуют учебу в субботу. Зато обычные общеобразовательные не гнушаются ставить по шесть уроков в день даже первоклашкам.
Часто все, что учитель не успевает дать в классе, задают на дом. Но ребенок не должен дома осваивать учебную программу: в соответствии с общепринятыми санитарными правилами и нормами домашнее задание “...Не должно превышать 50 процентов аудиторной нагрузки”.
В Великобритании, видимо, превысило, если спор дошел до министра образования Майкла Гоува, который отменил “домашнюю работу” для учеников младших классов. Однако подчеркнул, что задания на дом - по-прежнему важная часть школьного образования для средних и старших классов.
В казахстанских школах на выполнение домашнего задания, как выяснилось во время соцопроса, у детей первых-четвертых классов уходит около трех часов (при норме - не более часа), у школьников пятых-восьмых - парадокс, но вместо положенных двух с половиной часов - около часа. А у старшеклассников временной промежуток колеблется от часа до четырех.
Многие учителя отмечают, что необходимость каждый день выполнять домашнюю работу приводит к стрессу. Уже отмечались случаи, когда дети (особенно из “углубленных” школ) попадали в больницы с умственным переутомлением и синдромом хронической усталости. Тем не менее, сторонников “углубленного” домашнего задания и его противников среди родителей примерно поровну. Более того, некоторые родители выступают даже за усиление учебной нагрузки во время каникул.
Астана |