Ольга Шишанова
Не секрет, что с переходом на рыночные отношения в Казахстане стали совершаться экономические преступления под прикрытием юридических лиц, что затруднило не только их выявление, но и породило проблемы, связанные с более точной их правовой оценкой
Законопроект “О введении уголовной ответственности юридических лиц” был разработан Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и внесен на рассмотрение мажилиса парламента еще в марте 2010 года. Однако и до нынешнего времени, на протяжении почти двух лет, документ находится в стенах нижней палаты парламента.
Теперь, как заявил зам. председателя агентства
Андрей Лукин, финансовая полиция решила отозвать законопроект, ссылаясь на “народное” мнение. “Мы пересмотрели свою точку зрения с учетом общественного мнения и поставили вопрос об отзыве законопроекта из мажилиса и на сегодняшний день вопрос введения уголовной ответственности юридических лиц нами снят. Мы идем в сторону административной ответственности”, - заявил Лукин.
Но снять - не значит забыть.
“Нами - финансовой полицией - предложено пересмотреть положения законопроекта с учетом следующих моментов: в УПК до декабря 2009 года уже был предусмотрен механизм одновременного привлечения к административной ответственности юридического лица при рассмотрении уголовного дела в отношении физического лица. В частности, часть 4 статьи 59 УПК устанавливала, что если выявленные правонарушения влекут, согласно закону, административную ответственность, то суд одновременно с вынесением решения по уголовному делу вправе наложить административное взыскание на виновное в правонарушении физическое или юридическое лицо”, - пояснил он.
Целесообразнее будет при этом, по мнению Лукина, в КоАП увеличить размеры штрафов, налагаемых на юридические лица. Ввиду этого зам. председателя агентства ссылается на ряд западноевропейских стран, которые воздерживаются от привлечения к уголовной ответственности юридических лиц и изыскивают другие способы воздействия.
“Что касается Казахстана, то здесь в действующей редакции максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать двух тысяч МРП (на 1 января 1 МРП = 1618 тенге), а сроки давности по административным правонарушениям целесообразно будет приравнять к срокам давности преступного деяния физического лица”, - выступил Лукин с предложением.
Тем не менее не все правонарушения попадают под “одну гребенку”.
Например, если говорить об ответственности за экологические нарушения, то, по мнению секретаря Комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента Елены Никитинской, в том виде, в каком существует сейчас закон об уголовной ответственности, он не будет рабочим, а лишь создаст дополнительные конфликты: “Если у нас есть какие-то виды преступлений - в экономической части, в экологической части, может быть, лучше их концептуально доработать и там пересмотреть санкции? А если мы будем просто говорить об увеличении штрафных санкций, то мы создадим коллизию”.
Тем не менее уголовная ответственность юридических лиц есть во многих странах англосаксонской правовой семьи, в частности, в Великобритании и США.
Что касается стран континентальной Европы, в условиях кодекса которых был закреплен классический принцип личной виновной ответственности, то они с большой осторожностью относятся в своем законодательстве к идее установления уголовной ответственности для юридических лиц, хотя еще в 1929 году в Бухаресте международный конгресс высказался за ее введение.
Так, во Франции и Голландии уголовная ответственность юридического лица не исключает ответственности лица физического - исполнителя или соучастника тех же самых действий.
В Люксембурге закон, вводящий ответственность юридических лиц, и вовсе был принят лишь в 2010 году, причем с довольно жесткими поправками - уголовной ответственности в нем может подвергнуться любое юридическое лицо.
А вот в Германии противоправные действия юридических лиц ограничиваются лишь системой наложения штрафов. Точно так же законодательства Дании, Исландии, КНР и Финляндии предусматривают штраф в качестве единственного вида наказания для юридических лиц.
Астана |