Алла Иванилова
В Казахстане за 20 лет независимости так и не научились “правильно” писать законы. Депутаты уже устали ругать правительство за “непроработанные” законопроекты, а Кабмин, в свою очередь, оправдываться за ошибки. Но, похоже, в скором времени этот вопрос будет решен и стороны “помирятся”
На недавно прошедшей коллегии в Министерстве юстиции в очередной раз был поднят вопрос качества законов. У приглашенных на заседание депутатов было что сказать. Так, на сегодняшний день правовая база страны состоит из 313 законов, причем в период с 2007 по 2011 год в 210 из них вносились изменения и дополнения. “Лидером” является Кодекс об административных правонарушениях: он корректировался более 50 раз. Парламентарии прошлых созывов неоднократно поднимали эту тему и просили правительство вносить более качественные законопроекты. Обновленный, трехпартийный парламент тоже озабочен этим вопросом, и на своем первом пленарном заседании депутаты попросили премьер-министра страны раз и навсегда решить данную проблему.
Действительно, складывается парадоксальная ситуация: ежегодно из бюджета страны выделяются немалые средства на проведение научно-правовой экспертизы законопроектов (в текущем году предусмотрено 2 миллиарда 335 миллионов тенге - это 30 процентов от объема финансирования всей деятельности парламента), однако ее качество желает лучшего. Тендер на проведение экспертизы выигрывают в большинстве случаев частные организации, которые впоследствии передают работы “по субподряду” специалистам вузов. Компании выплачивают им 30-70 тысяч тенге и получают сверхдоходы, поскольку одна экспертиза сейчас стоит от одного до шести миллионов тенге. Таким образом, проведение научно-правовой экспертизы стало своеобразным бизнесом, который приносит неплохой доход “исполнителям” и некачественные законы “заказчикам”. В этой связи у депутатов возникает вопрос, нужна ли вообще такая экспертиза. Ведь всю черновую работу приходится выполнять им, перерабатывая поступившие законопроекты на 60-80 процентов, из-за чего теряется много времени. Зачастую правовые заключения не только не соответствуют содержанию законопроектов, но даже названию и, по признанию самих парламентариев, не вносят ясности, а только запутывают. По словам председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Рахмета Мукашева, некоторые заключения пишутся “трафаретно”, меняется лишь “шапка” и фабула. По мнению его коллеги из сената, председателя Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Серика Акылбая, в отдельных случаях “экспертиза дается в интересах отдельных ведомств”. В подтверждение он привел пример с законопроектом о недропользовании. Первоначально документ поступил в парламент с критическими замечаниями экспертов, а спустя две недели все претензии были сняты и рекомендовано рассмотреть законопроект в прежней редакции.
Кроме того, правовые акты, поступающие в парламент, нередко содержат ошибки, неправильно оформлены, одни и те же поправки вносятся в разные законопроекты. При рассмотрении законопроекта об амнистии казахстанским сенаторам пришлось его фактически переписывать, поскольку в нем не были озаглавлены статьи. “Исправление данной ошибки в сенате парламента привело к тому, что количество статей в законопроекте сократилось с 18 до 10, поскольку ряд статей были объединены. Фактически проект закона был изложен сенатом в новой редакции”, - отметил сенатор Серик Акылбай.
В Министерстве юстиции считают критику парламентариев вполне справедливой и называют причины такого положения дел. По мнению нового министра Берика Имашева, в первую очередь это “недостаточная координирующая роль департамента законодательства с Институтом законодательства и юридическими службами государственных органов”. Эти два органа должны быть “центром” и “мозгом”, консолидирующим законотворческий процесс. “Нельзя признать эффективным и взаимодействие функциональных департаментов аппарата министерства между собой. Это также негативно сказывается на качестве нормотворчества”, - заметил глава Минюста и поручил департаменту стратегического планирования совместно с заинтересованными подразделениями проработать механизм совершенствования и взаимодействия всех подразделений ведомства при осуществлении нормотворческой деятельности. Помимо этого повысят роль института законодательства. “Государство должно быть связано законом, а личность вооружена им”, - считает новый министр юстиции. Поэтому в этом году основной упор в работе ведомства будет сделан на законотворческую деятельность. Глава Минюста призывает казахстанцев тоже участвовать в нормотворческом процессе. На сайте министерства размещена электронная база данных по всем разрабатываемым законопроектам, которая позволяет каждому жителю страны вносить свои предложения.
Астана |