Константин Маскаев
В России грядет что-то невероятное! Рушится один из самых, казалось бы, незыблемых элементов учета контроля граждан - институт прописки. Федеральная миграционная служба России (ФМС) выступает с поистине революционным предложением: отменить действующий институт обязательной регистрации граждан по месту временного или постоянного проживания. Выглядит это парадоксально
То, что такой законопроект готовится, стали осторожно обсуждать еще в феврале 2010 года. Но даже самые смелые мечтатели не предполагали, что вместо обязательного штампа в паспорте будет вполне достаточно простого уведомления по почте о смене места жительства.
Тем не менее мы не избалованы особой оперативностью законотворцев и чиновничьего аппарата. Но в отношении данного нововведения вопрос можно считать решенным. Можно увидеть в этом связь с предстоящими в РФ президентскими выборами. Как знать, быть может, при ином раскладе идею вообще могли похоронить. А тут такое! Это что же, добрая половина “уличных”, “вокзальных” и прочих полицейских лишится своей привычной мзды с нарушителей миграционных правил? Невероятно!
Идеи, озвученные нынешним Президентом России Дмитрием Медведевым на заседании Петербургского международного экономического форума еще 5 июня 2009 года, могли бы остаться в статусе благих пожеланий. Тогда, указывая на мировой кризис, Дмитрий Анатольевич призвал граждан быть более мобильными: не бояться менять профессию, место работы и жительства. И хотя институт прописки с этими призывами ни коим образом не стыковался, отказываться от него до поры никто бы не посмел.
Понятие “прописка” появилось в СССР в 1932 году, в эпоху сталинских реформ, когда было решено возродить паспорта. Паспорта Российской империи утратили свое значение со сменой власти, а по окончании Гражданской войны и установки “полной и окончательной” диктатуры пролетариата к этому вопросу уже не возвращались. Паспорт был отменен как документ “свидетельства царского деспотизма”. Известные “Стихи о советском паспорте” Владимира Маяковского, написанные в 1929 году, - они о “серпастом, молоткастом” загранпаспорте. Внутри страны до поры обходились без паспортов.
С возвращением внутреннего паспорта сформировался порядок прописки. Всех обязали подавать заявления при каждой смене места пребывания, если срок превышал полтора месяца. В паспорте ставился соответствующий штамп, который заполнялся сотрудником МВД (НКВД). Без прописки на территории СССР находиться запрещалось.
|
Россия идет вперед - иностранцам штамп не нужен |
Формально этот режим был отменен в России в 1993 году, поскольку вступал в противоречие с Конституцией РФ и Законом “О свободе передвижения граждан и порядке регистрации”. На практике же произошла замена термина. Переезжая в другой регион своей же страны, гражданин обязан в течение 90 дней встать на регистрационный учет. За отсутствие регистрации - штраф от 50 до 100 долларов.
Отсутствие прописки по сей день - и в России, и в Казахстане - оборачивается очень большой неприятностью, когда дело доходит до какого-нибудь документооборота. Без прописки неохотно берут на работу, кредит не возьмешь, детей в сад не устроишь - перед гражданином закрыты двери к банковским, медицинским и многим другим услугам.
Для подавляющего большинства стран мира такая гипертрофированная бдительность властей выглядит абсурдной. Но наши власти по-прежнему стремятся тщательно отслеживать перемещение граждан, объясняя это работой по выявлению криминальных элементов и пресечению преступных замыслов. На практике, что вовсе не секрет, граждане, находящиеся не в ладах с законом, никаких проблем из-за отсутствия прописки не имеют. “Криминальные элементы” - тем более. За деньги можно либо “развести на месте”, либо купить регистрацию в посреднической фирме-однодневке “в любом месте на любой срок”. Штамп в паспорте о постоянной московской прописке обходится в 8 тысяч долларов. В остальных городах аппетиты посредников значительно скромнее. Например, годовую прописку в Алматы можно было “выкружить” в среднем за 500 долларов, постоянную - за 3 тысячи долларов. Свершившийся факт: институт учета и контроля над перемещением граждан превратился в головную боль для одних и криминальный бизнес для других.
И вот теперь что-то может кардинально измениться. Оптимисты сравнивают грядущие перемены с “отменой крепостного права”.
В Казахстане штамп о прописке упразднен с введением “внутреннего паспорта” - удостоверения личности. Но процедура неукоснительной регистрации сохранилась. Быть может, официально она и не носит названия “прописка”, но таковой является. Без ксерокопии из “Домовой книги” (подчас нотариально заверенной) по-прежнему недоступны многие гражданские процедуры. То есть система сохраняется, просто в слегка измененном виде.
В Российской Федерации, видимо, пойдут тем же путем. Перестанут “штамповать” внутренние паспорта. А со временем, возможно, также перейдут на “чипованные” удостоверения личности. Пока же, насколько известно, из разрешительной прописка станет уведомительной. Гражданам будет предложено самостоятельно сообщать органам миграционной службы о своих перемещениях. Пока - посредством заказных бумажных писем. В дальнейшем - подают голос надежды инициаторы - с помощью Интернета: начинается процесс реализации программы “Электронная Россия”, одна из целей которой - сократить отставание России в области новых технологий. Программа изменит сам характер государственного управления. В частности, проект “Электронное правительство” предусматривает изменение взаимоотношений между государством и гражданами! Звучит что-то до боли знакомое, не находите?
Кстати
В Великобритании и Франции при устройстве на работу или получении кредита соискатель подтверждает место жительства, представляя квитанции об оплате коммунальных платежей, в которых указан адрес.
В Греции учет граждан ведется по месту работы.
В Бразилии государство интересуется местом пребывания гражданина страны только в момент сбора налогов или при открытии им собственного дела.
В ЮАР учет граждан ведется только перед выборами или при приеме на работу.
В США работает отлаженная система электронного учета граждан и приезжих. Учет ведет несколько различных служб.
В Германии регистрация есть только по месту жительства в муниципальных службах.
Формальная система регистрации в полиции существует в Израиле, на практике ее применяют только для учета избирателей на выборах. |