|
Алла Иванилова
Правозащитные организации призывают казахстанских чиновников отменить смертную казнь в стране и расширить применение амнистии
В Астане прошел очередной круглый стол в рамках проекта “Мониторинг исполнения Национального плана действий в области прав человека”, реализуемого в Казахстане с 1 марта прошлого года при поддержке Европейского союза. Всего по итогам проекта в течение года подготовлено 13 экспертных заключений. Участники круглого стола обсуждали рекомендации в отношении таких разделов, как “Право на жизнь” и “Права осужденных”.
Комитет ООН по правам человека считает право на жизнь основополагающим правом, “от которого не допускается никаких отступлений даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором существование нации находится под угрозой”. И хотя авторитетный международный институт в своих пактах не просит государства-участников отказаться от смертной казни, тем не менее он обязывает ограничить применение этого наказания и отменять его во всех случаях за исключением “самых тяжких преступлений”. Однако прогресс в этом направлении пока незначителен.
Казахстан с 1994 года начал политику поэтапной отмены смертной казни. В новом Уголовном кодексе, принятом в 1997 году, практически вдвое было сокращено количество преступлений, за которые полагался расстрел. Самое главное решение - введение бессрочного моратория на исполнение высшей меры наказания до решения вопроса о ее полной отмене, принято указом президента в 2003 году. Четыре года спустя поправками в Конституцию ограничена сфера возможного применения смертной казни, которая теперь предусматривается за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время (ранее только за особо тяжкие преступления). При этом приговоренному предоставляется право ходатайствовать о помиловании. В качестве такового может быть пожизненное лишение свободы или 25 лет за решеткой в исправительной колонии особого режима. К расстрелу не могут быть приговорены женщины, лица, совершившие преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчины, достигшие к моменту вынесения судом приговора 60-летнего возраста.
До вступления в силу новых конституционных поправок в тюрьмах содержался 31 “смертник”. Указом главы государства смертная казнь им заменена на пожизненное лишение свободы. При этом последний расстрельный приговор до объявления моратория был приведен в исполнение в 2003 году в отношении 12 человек.
По словам казахстанских правозащитников, несмотря на намерения чиновников поэтапно отказаться от смертной казни, в республике наблюдается постепенное увеличение статей в Уголовном кодексе, предусматривающих эту меру наказания. Одна из последних поправок - “посягательство на жизнь первого президента Казахстана - Лидера нации”. Всего в Уголовном кодексе расстрел предусмотрен в 17 составах преступления, в большинстве из которых речь не идет о гибели человека.
Эксперты в области права считают конституционные поправки относительно смертной казни несоответствующими нормам Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), ратифицированного Казахстаном. Действительно, мировое сообщество признает акты терроризма как серьезную угрозу, тем не менее ни в одном из принятых по этому поводу решений Совета безопасности ООН, конвенциях организации и других международных документах, направленных на борьбу с этим злом, нет даже упоминания о возможности применения смертной казни за террористические преступления. Ни одно из государств - участников Второго факультативного протокола к МПГПП (направленного на отмену смертной казни. -
“НП”), в том числе подвергшихся терактам (Великобритания, Испания и др.), не ставило вопрос о пересмотре этого международного договора для включения в него исключения - смертной казни за террористические преступления.
Автор обзора, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека” Жемис Турмагамбетова, призывает чиновников как можно быстрее ратифицировать Второй протокол к МПГПП. Ну а пока этого не случилось, рекомендуют заменить мораторий на исполнение наказаний в виде смертной казни на мораторий на вынесение “смертных” приговоров.
Как оказалось, с соблюдением прав осужденных в республике тоже не все так хорошо. Те, кто был приговорен к расстрелу и попал под мораторий, оказались “вне закона”, поскольку в отечественном законодательстве до сих пор не прописан их правой статус.
Президент общественного фонда “Сауыгу” Ардак Жанабилова, обозревавшая соблюдение в Казахстане прав осужденных, предложила снять ограничения в применении амнистии, на одну треть сократить сроки лишения свободы за тяжкие преступления и на одну четвертую за особо тяжкие преступления тем, кто полностью погасил ущерб потерпевшим и не нарушает режим содержания. По мнению эксперта, это должно оздоровить обстановку в тюрьмах и стимулировать заключенных на примерное поведение. Помимо этого, правозащитники предлагают законодательно запретить применять спецсредства к женщинам и несовершеннолетним, а также рекомендуют более широко использовать для исправления общественные работы.
Участники круглого стола считают, что необходимо принять ряд мер, направленных на увеличение прозрачности пенитенциарной системы, общественного контроля над ней, по приближению ее к международным нормам и уменьшение тюремного населения. В частности, предлагается одобрить закон “О национальном превентивном механизме”, который полностью бы соответствовал требованиям Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания.
Казахстанские правозащитники надеются, что власти учтут их рекомендации при реформировании законодательства и в правоприменительной практике.
Астана |