|
Константин Маскаев
Известный факт: флаг Казахстана водружен на Южном полюсе нашей планеты. Туда его доставила автомобильная экспедиция, в которую помимо непосредственно штурманов и драйверов входили представители науки. Экспедиция была предпринята в прошлом году и посвящена 20-летию независимости Казахстана. Она также совпала со 100-летием покорения Южного полюса Земли норвежцем Амундсеном - первым посещением человеком этой точки нашей планеты
Пожалуй, это то немногое, что известно об экспедиции широкой публике. Никакой помпы, чествования участников и прочих обычно сопровождающие такие проекты бонусов. Сообщалось лишь, что экспедиция на автомобилях организована Казахским географическим обществом, зарегистрированным в апреле 2010 года, и это первый столь масштабный проект этой общественной организации.
К слову, с географическими обществами в Казахстане уже начинается настоящая путаница. Поэтому, признаемся, мы используем повод, чтобы, рассказав об антарктической экспедиции, попутно начать разговор и на тему ГО - географических обществ.
Почему именно географическая тема представляется весьма привлекательной для создания а-ля научных обществ, догадаться несложно. Романтикам с определенными возможностями, видимо, рано или поздно наскучивает путешествовать как бы “просто так”, хочется вписать свои походы, ни много ни мало, в историю страны. Отсюда все эти “спортивно-этнографические” и прочие экспедиции. С одной стороны, это, по крайней мере, указывает на наличие неравнодушных увлеченных людей. С другой - дилетантский подход неизбежно подменяет и девальвирует само понятие, в данном случае о целях и задачах географического общества.
Мы еще не совсем забыли о заглохшем ЦАГО - Центрально-азиатском географическом обществе, которое на заре своей деятельности издавало весьма интересные научно-популярные журналы, предпринимало познавательные поездки по маршрутам “Валихановских экспедиций”, налаживало определенную краеведческую деятельность. Затем ЦАГО заявило об известном проекте Terra Vita, который предполагал кругосветное морское путешествие на яхте и подготовку мультимедийного материала с демонстрацией его по телевидению и издание образовательной и познавательной литературы. Без финансовой поддержки этот проект, а вслед за ним и само ЦАГО, пришли в состояние нулевой активности.
Проект Terra Vita в течение почти трех лет поддерживался за счет энтузиазма и частных вложений яхтсменов и предпринимателей из Актау и Алматы. Лишь в прошлом году кругосветку удалось продолжить. Но уже под эгидой созданного Казахстанского географического общества, которое возглавил известный мотопутешественник и кругосветчик Дмитрий Петрухин. Проект профинансировала крупная энергетическая корпорация.
В Сети также можно встретить упоминание и ссылку на сайт Национального географического общества Казахстана. Но одновременно появилась информация о создании Казахстанского национального географического общества при “Назарбаев Юниверсити”...
В историческом же срезе картина вообще выглядит так. Первоначально Казахское географическое общество было организовано в 1902 году как отделение Русского географического общества в городе Верном (так же действовали Семипалатинское и Оренбургское отделения РГО). В 1939 году был создан Казахский филиал Всесоюзного Географического общества при Академии наук СССР, а в 1968 году он получил статус Казахского географического общества. Причем Географическое общество Казахской ССР являлось одним из крупнейших подразделений Географического общества СССР.
Разобраться, каким научным и практическим потенциалом обладают все эти общества и как формулируют свои устремления, мы постараемся в будущем. Пока же вернемся к экспедиции.
Она стартовала на трех подготовленных для полярных рейдов автомобилях “Тойота Хайлакс” от российской станции Новолазаревская. В ходе экспедиции выполнялись метеорологические и экологические наблюдения: замерялась температура, влажность, скорость и направление ветра, взяты пробы льда и воздуха, проводились геодезические наблюдения профиля ледовой поверхности по маршруту и радиационный контроль. Весь материал доставлен в Казгидромет для изучения. По договоренности с российскими учеными результаты будут переданы в общую копилку данных об Антарктиде.
Экспедиции предшествовал тест-драйв, проведенный еще в сентябре 2011 года, в ходе которого автомобили, преодолев 2308 километров, за 108 часов достигли Южного полюса. По информации, которую распространила тогда пресс-служба акима Астаны, данный рейд претендует на место в Книге рекордов Гиннесса, как “самое быстрое в мировой истории достижение Южного полюса на автомобилях”.
На этом миссия казахстанцев не заканчивается. Они предлагают правительству начать обсуждение вопроса о вступлении в Договор об Антарктике.
Идеи об открытии в Антарктиде казахстанской полярной научной станции, на которой велись бы гидрометеорологические наблюдения, а со временем присоединились бы геологи, геофизики, биологи и представители других наук, высказываются не первый год.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Ее называют самой большой естественной научной лабораторией планеты, здесь разрешена только научная деятельность. Однако именно огромный геополитический потенциал материка в последнее время мотивирует развитые страны к ведению там любых разрешенных Конвенцией об Антарктиде видов деятельности: в Антарктиде нужно “застолбиться” любой ценой. Немногие страны на это способны по материальным соображениям. Антарктида - это дорого, престижно и очень перспективно. Известно, что Антарктида - последний неразрабатываемый пока ресурсный резерв для человечества на Земле. Поэтому территориальные претензии на континент и борьба за будущие ресурсы уже ведется.
Казахстанское присутствие в Антарктиде пока неофициальное. Опирается лишь на энтузиазм представителей науки и частные интересы отдельных граждан. Казахстанские ученые ищут возможности “прибиться” к поездкам, организуемым российскими коллегами. Антарктиду посещают казахстанские туристы и альпинисты. Или, как в данном случае, энтузиасты, любители автомобильных путешествий. Государство пока не выражает сколько-нибудь внятной и конкретной позиции по этому вопросу.
Казахстан в Антарктиде - это флаг на Южном полюсе, набор книг и научных работ, оставленных учеными в предыдущие годы, ну и теперь еще три конкретно дооборудованных внедорожника цвета казахстанского флага. Пока - все. |