|
Ольга Шишанова
По данным Всемирной организации здравоохранения, почти миллион человек ежегодно сводят счеты с жизнью: каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. Десятая часть из них - около ста тысяч человек - подростки
Лидирует в этом печальном списке Россия, затем идут Литва, Финляндия, Латвия и Словения. Меньше всего суицидов совершается в Египте, на Гаити и Ямайке - в этих странах уровень самоубийств близок к нулю. Казахстан среди стран СНГ занимает пятое место - ежегодно в нашей стране 14 подростков осознанно лишают себя жизни. Причем 80 процентов из них - это дети, попавшие, по их мнению, в невыносимые условия жизни. Здесь неоценимой могла бы быть помощь психологов. Но, как считает президент Ассоциации психологов РК Владимир Стеблянко, “проблемы наших подростков произрастают из разных источников”.
Самый главный, считают психологи, - семья, когда ребенок не понят, родители не слышат его, не видят его проблем. Вторая главная проблема - школы. Во-первых, там большие перегрузки - 8-9 уроков в день. Во-вторых, у педагогов не хватает энергии на установление микроклимата в коллективе. Третий источник проблем подростков - социум. Когда ребенок не получает необходимой информации, любви и заботы от родителей, он ищет все это на улице. А там не совсем полноценные источники информации.
Не справляются с проблемой и школьные психологи, знания которых директора часто используют не по назначению. Поэтому в школах психологи как бы есть, но их там нет.
Действительно, несмотря на то, что в Казахстане школьная психологическая служба существует четверть века, официально психологи в штат школ были введены еще в 1987 году, они по-прежнему лишены юридического статуса.
В России, вероятно, подстегнутой страшными данными статистики - почти 40 фактов ежедневного суицида среди подростков, такой документ принят давно.
Там определен не только сам статус, но и функции, ответственность, права, задачи педагога-психолога, расписан объем его работы, продолжительность его трудового отпуска и оплата.
Что касается Казахстана, то проект подобного документа в республике, хоть и был разработан несколько лет назад, но до сих пор так и не утвержден. Без этого невозможно четко говорить не только о положении школьного педагога-психолога, но и его правах и обязанностях.
В итоге директора школ, опираясь на действующее казахстанское трудовое законодательство, вменяют школьным психологам, как обычным госслужащим, нагрузку до 40 часов в неделю. Для сравнения: у школьного педагога ставка составляет 18 часов в неделю.
Помимо того что у отечественных школьных психологов нет соответствующего статуса, в Казахстане нет и собственных методических разработок по работе школьного психолога. Все педагоги-психологи опираются на российские пособия, методички, программы и разработки.
Несмотря на это, сегодня в Казахстане работает 7 651 психолог почти в семи тысячах школ с нагрузкой в 500-1000 детей на одного специалиста. Однако во многих школах, особенно в регионах, ставки психолога попросту нет.
Также с введением новых систем оплаты труда многим директорам школ, особенно в регионах, приходится сокращать расходы на зарплату. И тут в первую очередь увольняют социальных педагогов - психологов, логопедов и дефектологов. Почему-то считается, что это “специалисты обслуживающего персонала второго плана”.
Тем не менее, дипломированный психолог, как показывает практика, сейчас может влиять даже не на отдельного ученика, а на образовательную систему в целом. Ведь можно сколько угодно подтягивать ребенка, развивать его мышление, но если учитель не меняет свою систему преподавания, при которой ученик не усваивает материал, тогда усилия психолога бессмысленны. Именно поэтому современные психологи активно начинают участвовать в разработке программ развития школ.
Это становится особенно важным в связи с начавшимся переходом к инклюзивному образованию, при котором за каждым ребенком с нарушениями здоровья должен быть закреплен тьютор или психолог, чтобы поддержка была многосторонней - как в зарубежных странах.
Об этом говорилось и на II научно-практической конференции “Состояние и перспективы развития социально-психологической службы в системе образования Республики Казахстан”, состоявшейся в Астане.
Как заметила в ходе конференции председатель Комитета по охране прав детей МОН
Раиса Шер: “Современным ученикам предъявляется множество требований - они должны самостоятельно добывать новые знания, уметь анализировать и синтезировать полученный объем новой информации. Но чтобы достичь этой заявленной цели, необходимо учитывать психофизиологические и возрастные особенности развития личности”.
Астана |