|
Юлиана Жихорь
Одно из самых коррупционных министерств Казахстана - охраны окружающей среды - на минувшей неделе отчитывалось перед правящей партией о ситуации с мздоимством в своих стенах. На фоне бодрого доклада представителя ведомства цифры партийных функционеров не блистали радужностью. В партии считают, что в МООС продолжают наживаться на отечественной экологии
Сегодня Министерство охраны окружающей среды (или, как его называют в народе, - Минэкологии) - одно из самых узкоспециализированных ведомств Казахстана. После нескольких лет реформирования всей системы защиты экологии в сферу деятельности собственно министерства подпадают лишь лицензирование и контрольно-разрешительные функции в отношении крупных природопользователей и считающихся особо опасными производств (так называемая 1-я категория). Вся остальная защита (контроль за использованием животного, растительного мира, лесного хозяйства, рыбных запасов и т.п.) была передана либо в ведение региональных акиматов, либо в другие министерства. Все это стало результатом громкого коррупционного скандала в министерстве в 2009 году.
Казалось бы, сокращение объемов “контролируемой территории”, а также продолжающийся процесс сокращения разрешительных функций должны столь же существенно сократить и коррупциогенное поле ведомства. (В последнем, кстати, по словам ответственного секретаря МООС Анатолия Дернового, “сформирован и утвержден перечень государственных должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений”.) Но объемы снижения числа преступлений не совсем адекватны запланированному.
Руководитель Научного антикоррупционного центра Института парламентаризма НДП “Нур Отан” Батыржан Ашитов отметил, что в последние пару лет в министерстве наблюдается тенденция снижения показателя коррупции: если в 2009 году было зарегистрировано 19 коррупционных фактов, то в 2011 году - всего 7. А по данным правовой статистики, за два последних года к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения привлечены 22 должностных лица. И все - на уровне регионов.
Но, по мнению Ашитова, в Минэкологии (как в центре, так и на местах) чиновники на удивление сговорчивые. Так, согласно последним изменениям законодательства, министерство обладает полномочиями инициировать уголовные дела в отношении недропользователей. “Но, к сожалению, здесь присутствуют факты либерализма. Ни одного уголовного дела не инициировано министерством по экологическим проблемам, хотя в стране 20 таких фактов имеется. Как правило, они возбуждаются надзирающими органами”.
За мзду “смотрители за экологией” (экологические инспекторы) дают положительное решение на открытие АЗС (в Павлодарской области, например, за эту подпись инспектор запросил 100 тысяч тенге) и закрывают глаза на проблему хранения твердобытовых отходов. Сегодня в республике накоплено более 23 миллиардов тонн отходов, хранящихся на более чем 4,5 тысячи полигонов. При этом, как заявил Ашимов, 80 процентов из них не соответствуют требованиям законодательства. Прокуратура постоянно отмечает то несанкционированные свалки, то сверхнормативное загрязнение окружающей среды, то отсутствие у имеющихся полигонов паспортов на опасные виды отходов. И за последние три года (то есть фактически с момента коррупционного скандала в ведомстве) никаких мер по улучшению ситуации министерством не предпринимается.
Более того, МООС не ведутся государственные кадастры отходов производства и потребления, захоронений вредных веществ. “С 2007 года зарегистрирован всего 1 паспорт, оформленный Институтом ядерной физики, на 27 килограммов радиоактивных отходов, тогда как фактически заскладировано более 45 тысяч тонн”, - сообщил Ашитов.
Заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин считает, что, вопреки всем красивым докладам руководства ведомства, коррупция в министерстве пронизала всю экологическую систему сверху донизу: “Большинство нарушений, выявленных в течение прошлого года, связано с выдачей фиктивных экологических актов либо с проведением проверок хозяйствующих субъектов. Действиями чиновников МООС нарушаются права и законные интересы предпринимателей, что прямо противоречит установкам главы государства о защите от неправомерного вмешательства в деятельность бизнеса”.
Мешают бизнесу как местные экологические инспекторы, так и центральный офис министерства. Причем помехой служит “законодательная инициативность” ведомства: начиная с 2009 года в Экологический кодекс 19 раз вносились изменения, в 2011 году законодательство менялось 8 раз. По мнению Батыржана Ашитова, эти цифры - показатель некачественности разработки законопроектов, инициируемых министерством.
Во время заседания Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан” представители Научного антикоррупционного центра Института парламентаризма попытались наглядно продемонстрировать ситуацию с экологией в стране - участникам совета предлагалось посмотреть несколько документальных фильмов. Один из героев фильма, житель Семея, долго говорил о неблагоприятной экологической обстановке в городе. И задался вопросом: “А куда переезжать? Везде так”. Эти слова, к сожалению, лучший показатель деятельности МООС и его сотрудников.
Астана |