Ботагоз Омар
Главный банк страны решил взять под свой контроль микрокредитные организации (МКО), которые, как оказалось, прежде никаким органом не контролировались. Однако при этом главные правила игры Нацбанком не определены. Похоже, что в профильном законопроекте будут в основном только отсылочные нормы, а потому рынок МКО и после его принятия окажется “ничьим”
С деятельностью микрокредитных организаций прямо или косвенно знакомы практически все казахстанцы. Их деятельность широко представлена во всех регионах страны.
По словам заместителя председателя Национального банка Данияра Акишева, недавно, решив проанализировать деятельность МКО, финансисты обратили внимание на то, что в стране нет ни одного госоргана, который может предоставить достоверную информацию об их деятельности. А потому, по данным Агентства РК по статистике (в Нацбанке не уверены в их полной достоверности), в стране зарегистрировано 1780 микрокредитных организаций, из которых 1173 являются действующими. Требования к заемщикам каждая из них определяет по своему усмотрению. Такое же “творчество” у них при определении ставок и размеров выдаваемых кредитов.
А если учесть низкую финансовую грамотность казахстанцев, которые в свое время стремились любой ценой получить займы, невзирая на процентные ставки и условия кредитования, то картина от такой деятельности налицо. Сегодня в Нацбанк (а прежде - Агентство по регулированию финансового рынка и финансовых организаций) поступают многочисленные жалобы казахстанцев, которые только спустя годы обратили внимание на юридические и финансовые аспекты подписанных ими когда-то договоров. И то, тогда, когда у них стали отбирать залоговую недвижимость (так как МКО давно перепрыгнули порог микроорганизаций и нередко дают кредиты в пределах ста тысяч американских долларов).
На этой неделе в мажилисе был презентован законопроект “О микрофинансовых организациях” и по вопросам деятельности микрофинансовых организаций. В нем впервые на законодательном уровне дается полное определение МКО, которые в случае принятия законопроекта будут включаться в реестр уполномоченного органа, каковым является Национальный банк.
Причем для официальной регистрации микрофинансовые организации должны обязательно принимать участие в Кредитном бюро, что, по словам Данияра Акишева, “необходимо как для защиты самих заемщиков, так и для самих микрокредитных организаций”. Второе условие включения в госреестр - соответствие размера уставного капитала размеру, установленному нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Однако на этот счет в ходе презентации у депутата Нуртая Сабильянова возник вопрос: каким будет размер минимального капитала? Кроме того, народный избранник предложил главному финрегулятору определить в законе предельный размер годовой эффективной ставки для населения. “Постановлением правительства был заложен лимит 56 процентов годовых (выше которого финансовые институты Казахстана не имеют права выдавать кредиты населению. - “НП”). Такие проценты могут создать благоприятную ситуацию для финансовых пирамид. Не собирается ли Нацбанк снизить годовую ставку до 35 процентов?” - поинтересовался депутат.
На этот счет зампред Нацбанка сообщил, что у банка “нет задачи в процессе регулирования уничтожать этот рынок”. “Мы будем опираться на те МКО, которые работают добросовестно. Минимальный размер уставного капитала будет приближен к некому среднему по рынку”, - отметил Данияр Акишев, добавив, что не может назвать пока даже приблизительную цифру.
Что касается вопросов по ставке, то схема, которая действует в настоящее время, по словам представителя Национального банка, вполне отвечает требованиям времени.
Для проведения учетной регистрации микрофинансовым организациям отводится трехлетний срок. Нуртай Сабильянов высказал предложение о сокращении этого периода до одного года ввиду того, что президентом поручение о разработке данного законопроекта было дано еще в прошлом году. Однако на этот счет Данияр Акишев отметил, что для проверки деятельности всех МКО потребуется время. “За год невозможно прошерстить весь рынок”, - добавил он.
Для тех же МКО, которые не будут отвечать требованиям Нацбанка по регистрации, будет предложено два варианта. Или они должны будут пройти ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательными актами страны, или преобразоваться в организационно-правовую форму без права использования в своем наименовании словосочетания “микрокредитная организация”, а также производных от него слов, предполагающих, что оно будет осуществлять деятельность по предоставлению микрокредитов.
Астана |