|
Ольга Шишанова
В конце января Франция в числе первых отметила двадцатилетие установления дипломатических отношений с Казахстаном.
Двадцать лет - много это или мало? Своими мыслями делится Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в РК Жан-Шарль Бертонэ
- Г-н Бертонэ, какие моменты предшествовали установлению дипломатических отношений между нашими государствами?
- Я считаю, что на момент установления дипломатических отношений между Францией и Казахстаном ситуация в вашей стране была крайне тяжелой. Распад СССР повлек за собой головокружительный спад экономической активности, разорение населения, риски межэтнических столкновений. Возникали вопросы касательно того, продлится ли независимость Казахстана больше чем несколько месяцев, в чьи руки попадет ядерный арсенал и т.д. Факт скорого признания Казахстана Францией и рядом других государств был призван продемонстрировать всему мировому сообществу уверенность в большом будущем этой страны, а также готовность государств сотрудничать с Казахстаном, чтобы максимально быстро улучшить ситуацию. Именно в этом контексте был организован визит в Алматы Франсуа Миттерана в сентябре 1993 года. В ходе встречи с Президентом Назарбаевым Франсуа Миттеран, в частности, обсудил новую Конституцию Казахстана, чем и положил начало тесному сотрудничеству в этом направлении.
- Каков характер взаимоотношений сегодня?
- Сегодня, на мой взгляд, характер двусторонних отношений изменился. Казахстан стал страной с бурно развивающейся экономикой. Никто более не сомневается в незыблемости его независимости, напротив, наблюдателей поражает растущая роль Казахстана в Центральной Азии и на международной арене в целом. Неизменно высокий уровень двустороннего политического сотрудничества подтвердился в ходе председательства Казахстана в ОБСЕ. Поддержка Казахстана также помогает облегчить действия французского контингента в Афганистане. Но самые впечатляющие результаты, несомненно, достигнуты в экономической сфере. Кроме давнего присутствия французских компаний в энергетическом секторе, они также участвуют в реализации находящейся под контролем Президента Назарбаева Программы индустриально-инновационного развития. Нурсултан Назарбаев и Николя Саркози пристально следят за развитием сотрудничества в данной области, которая, несомненно, представляет взаимный интерес для экономик наших стран, а также для обеспечения занятости как в Казахстане, так и во Франции.
- Какова политика двух стран в отношении друг друга?
- Политические отношения между Казахстаном и Францией находятся на очень высоком уровне, что объясняется тем фактом, что интересы двух стран совпадают во взглядах на международные проблемы, а также благодаря дружеским взаимоотношениям президентов двух стран.
Кстати, скоро будут президентские выборы во Франции, за ними - парламентские. Тем не менее, если французским президентом вместо Саркози, чей рейтинг сейчас недостаточно благоприятен, будет избран другой кандидат, полагаю, он также оценит важность добрососедских отношений с вашей страной.
- Какова доля французских инвестиций?
- Что касается инвестиций, то Франция является четвертым государством по объему инвестиций в Казахстане - 7,4 миллиарда долларов - после Голландии, США и Великобритании. Французские инвестиции, главным образом, сосредоточены в нефтедобывающей отрасли, горнопромышленном секторе и в транспорте. Основные предприятия-инвесторы - Total, AREVA, Alstom, EADS, Thales. Но с развитием Казахстана у ваших бизнесменов появляются неплохие возможности инвестировать в экономику Франции.
- Сотрудничают ли Казахстан и Франция в такой отрасли, как космическая?
- Да, в 2009 году было установлено стратегическое партнерство Казахстана с Французской Республикой в области космической деятельности. И сегодня на основании межправительственного соглашения осуществляется активное сотрудничество между казахстанским АО “Национальная компания “ћазаћстан Ѕарыш Сапары” и французской компанией EADS Astrium по реализации двух крупных проектов: создания космической системы дистанционного зондирования земли Республики Казахстан и сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в Астане. Франция продала вашей стране два спутника, которые будут поставлены согласно договору в 2013-2014 годах.
Мы очень приветствуем то, что Казахстан собирается развивать собственную космическую промышленность, выбрав при этом Францию в качестве партнера.
- Существуют ли точки соприкосновения между нашими странами в атомной энергетике? В чем они проявляют себя?
- Французская компания AREVA - крупнейшая в ядерной отрасли Франции. Она - основной партнер “Казатомпрома” в сфере добычи урана. Кроме того, у энергетических компаний двух стран общая цель, в рамках которой совместное предприятие “Катко” планирует довести и закрепить добычу урана на уровне четырех тысяч тонн в год. Это очень большая цифра. При участии Франции в Казахстане запланирован проект строительства завода по производству топлива для АЭС в районе Усть-Каменогорска. Что касается возведения самих АЭС, то в данном направлении Казахстан, по-видимому, будет теснее сотрудничать с Россией, чем с Францией. Впрочем, это не исключает возможности нашего участия в данных проектах.
- Каковы культурные аспекты взаимоотношений Казахстана и Франции, в том числе в свете будущего культурного взаимообмена в 2013-2014 годах?
- Сегодня мы можем похвалиться расширенной сетью Альянс-Франсэз в вашей стране, стремлением народов обеих стран как можно больше узнать друг о друге, растущим туристическим потоком.
Но наиболее ярко культурные взаимоотношения Казахстана и Франции заявят о себе, когда в 2013-м состоится год Франции в Казахстане, а в 2014-м - год Казахстана во Франции. Надеюсь, что организация “перекрестных сезонов” станет одновременно и блестящим символом связи между нашими странами и крупным вкладом в развитие двусторонних отношений. В частности, возвращаясь к теме экономических связей, могу сказать, что это прекрасный шанс для казахстанских компаний заявить о себе во Франции, выступая в качестве спонсоров совместных культурных мероприятий.
Астана
Торговые взаимоотношения между нашими государствами за двадцать лет неизмеримо выросли, но они пока не сбалансированы. Так, если в 1992 году товарооборот составлял около 15 миллионов 397 тысяч евро, то за 11 месяцев 2011 года товарооборот достиг 4,8 миллиарда миллиарда евро. Причем экспорт Казахстана во Францию (3,2 миллиарда евро) намного превышает импорт Франции в Казахстан (268 миллионов евро). Это объясняется большими объемами поставок казахстанской нефти, обладающей высокой ценой на мировом рынке. Вторая причина в том, что продукция на экспорт часто производится не в одной стране. Например, для французского “Эйрбаса”, поставляемого компании “Эйр-Астана”, двигатели производят в Великобритании, или те же вертолеты “Еврокоптер”, которые Франция продает Казахстану, - сегодня поставляются из Германии, хотя значительная их часть собирается именно во Франции. Это говорит лишь о том, что цифры не всегда могут все объяснить. |