|
Ботагоз Омар
Условия лизинга казахстанской техники являются невыгодными по сравнению с зарубежными. Для вице-министра профильного госоргана это стало полной неожиданностью. После того как глава государства возмутился тем, что в стране (даже при осуществлении госзакупа) игнорируют отечественные авто, в Министерстве индустрии и новых технологий, засучив рукава, приступили к исправлению ситуации. Начать решили с субсидирования ставок кредита, выдаваемого для покупки авто
В Казахстане есть все, чтобы развивать автомобильную промышленность: сырье, финансы, уже налаженное производство и, главное - желание государства поддерживать наш молодой, а поэтому уязвимый автопром.
Как сообщил на недавней коллегии Министерства индустрии и новых технологий (МИНТ) глава ведомства
Асет Исекешев, сегодня в Казахстане существует уже около пяти действующих производств автомобильной техники, выпускаются 26 легковых моделей (от малолитражных бюджетных до автомобилей премиум-класса), четыре модели автобусов, около десяти моделей грузовой коммерческой техники.
Продукция выпускается, но она оказалась невостребованной на отечественном рынке. Казахстанцы в погоне за престижем предпочитают импортные модели автомобилей. Более того, их покупать сегодня гораздо выгоднее, чем машины казахстанской сборки. Парадокс? Но такова ситуация. Так вышло, что благодаря мощному лобби с нового года лизинг техники отечественного производства облагается налогом на добавленную стоимость, а лизинг импортной техники идет в зачет по нулевой ставке.
Узнавший об этом только в ходе коллегии вице-министр индустрии Альберт Рау удивился. “Ну как это произошло, как получилось? Мы будем обращаться в правительство, к депутатам, чтобы это выравнять”, - сообщил он. “Вот такая у нас получилась “поддержка” отечественной промышленности”, - добавил первый заместитель министра.
Чтобы исправить ситуацию, Альберт Рау, не теряя времени, тут же обратился к заместителю премьер-министра Серику Ахметову с просьбой рассмотреть вопрос о введении механизма субсидирования ставки по кредитам при покупке казахстанских автомобилей.
“В прошлом году каждая третья машина в России была продана по системе субсидирования ставки потребительского кредита. Расчеты мы сделали, со всеми госорганами согласовали, хотели бы такую же программу запустить, чтобы отечественный автопром, как коммерческий, так и личный, получил аналогичную поддержку”, - предложил Альберт Рау.
Эта мера позволила бы существенно поддержать отечественные компании, производящие авто. Кстати, по такой схеме работает, например, завод по сборке отечественных грузовых автомобилей “КАМАЗ Инжиниринг” в рамках государственного оборонного заказа.
Министр Исекешев, в свою очередь, убежден, что автопром Казахстана вполне способен удовлетворить потребности госорганов и национальных компаний. Правда, при этом глава МИНТ добавил, что от отечественных производителей автомобильной техники требуется обеспечить необходимое качество производимой продукции. “Нами начата работа с отечественными производителями по обеспечению соответствующей конкурентоспособности и качества, а также необходимого сервиса, потому что без этого вопрос будет решен не в полной мере”, - отметил Асет Исекешев.
В этих условиях министерство всерьез задумалось об обеспечении металлургических заводов страны необходимым сырьем. МИНТ в течение года намерен принять комплекс мер, чтобы снизить экспорт металлолома из страны. “С учетом создания новых заводов по малой металлургии, с учетом расширения “АрселорМиттал Темиртау” мы можем выйти к 2015 году на дефицит металлолома”, - сообщил в своем докладе Альберт Рау.
Он добавил, что потребность страны в металлоломе в 2010 году составила 2,7 миллиона тонн, в 2011-м - уже 3,4 миллиона, а к 2015 году возрастет до 5 миллионов тонн.
P.S. Между тем, озвучивая планы на 2012 год, Альберт Рау проинформировал, что в Кабмин будет внесен комплекс мер по развитию завода “Азия Авто” до мощности 120 тысяч автомобилей в год. “В 2012 году приоритетный проект у нас по заводу “Азия Авто” совместно с АвтоВАЗом, но считай, это уже альянс “Рено-Ниссан”. К марту ТЭО будет уже готово, мы в правительство внесем комплекс мер по развитию завода на 120 тысяч автомобилей и развитию автосборочных производств на Костанайской площадке”, - заявил Рау.
Астана |