|
Алан Байтенов
Одна из приоритетных задач, что поставлена перед правительством и ответственными государственными органами, - дальнейшее развитие качества государственных услуг для населения. Государство продолжит развивать ресурсы электронного правительства, выдачу прав на вождение, и регистрацию автомобилей поручат ЦОНам, сократится перечень разрешительных документов и лицензий, а также будут пересмотрены принципы проектов по повышению компьютерной грамотности среди казахстанцев. Это было озвучено в рамках очередного послания главы государства народу Казахстана.
В то же время, после того как обозначено четкое направление, возникает множество вопросов относительно планов его реализации. В этом случае, отмечают независимые эксперты, на помощь могут прийти НПО, сотрудничающие с государством в области развития информационных технологий и проектов, связанных с электронным правительством
По мнению главы государства, повышение качества государственных услуг и их доступность - главный козырь в борьбе с коррупцией. Кроме того, подобное отношение позволит повысить доверие граждан к деятельности государственных органов. Следовательно (и это было обозначено в четвертой задаче послания), необходимо продолжить развивать проект электронного правительства и его сервисы. Ожидается, что в текущем 2012 году до 60 процентов социально-значимых государственных услуг, в том числе все виды лицензий, должны будут предоставляться исключительно в электронной форме. А с 2013 года уже все разрешительные документы казахстанцы будут получать в электронном виде или через ЦОНы. Кроме того, планируется передать в ведение ЦОНов вопросы, касающиеся регистрации автотранспорта и выдачи водительских удостоверений. Также решено провести реформу в области административных процедур. Известно, что сегодня перечень разрешительных документов уже сокращен на 30 процентов. Вдобавок к этому правительством подготовлен законопроект, который еще на треть снизит количество необходимых лицензий и разрешений. Ну и, конечно же, необходимо уделить особое внимание проектам повышения компьютерной грамотности населения. Ключевой момент - введение различных стимулирующих программ.
|
Инициатива находит отклик. Информационная инициатива |
Продолжая наш разговор, мы бы хотели предоставить слово Михаилу Тюнину, директору фонда “Информационная инициатива”. Известно, что фонд работает в области проектов, связанных с электронным правительством и доступом к информации. Михаил Тюнин поделился своим видением успешного маршрута реализации четвертой задачи озвученного послания в случае привлечения сил и возможностей НПО.
- Что конкретно могут предложить НПО и что их отличает от экспертных, но все же государственных ведомств?
- Вне сомнений, НПО обладают большим экспертным потенциалом, который может быть с успехом использован для решения многих задач. Начнем с того, что нам необходим закон “О государственных услугах”, который бы смог урегулировать многие спорные моменты этого сектора. О необходимости такого закона, кстати, в прошлом году говорил глава государства. Так вот, именно общественные организации могут выступить в качестве экспертов при разработке такого законопроекта, для того чтобы он содержал в себе нормы, которые бы в первую очередь отвечали интересам общества, а не только интересам государственных структур.
Второй, на мой взгляд, очень важный момент - это обратная связь о качестве предоставления государственных услуг и, конечно же, рекомендации, как их улучшить. Известно, что с прошлого года общественные организации проводят регулярный мониторинг качества предоставляемых услуг, например, с использованием метода “тайный покупатель”. Это позволяет, в первую очередь, выявить системные недочеты. Кроме того, это также очень важно, у общественных организаций нет сложностей по предоставлению информации тем, кто непосредственно принимает решение. Например, правительству, министрам или акимам. Мы не связаны узами корпоративной этики, которыми обременены представители государственных организаций. Следовательно, мы можем показать истинное положение дел.
- Относительно программы повышения компьютерной грамотности. Что означает и что даст введение стимулирующих программ? Это совершенно новый проект?
- По факту, это обновленный проект, в котором учтены практически все системные ошибки, что были выявлены за время работы программы. И недаром президент указал на то, что необходимо взять на вооружение стимулирующие методы. Если в прошлом обучение компьютерной грамотности сводилось к тому, чтобы всех “загнать” и обучить элементарным программам, то новый проект будет направлен на стимулирование использования информационных технологий. Например, если перевести в электронный формат получение пособий на рождение ребенка, то для матерей, которые будут пользоваться этой услугой, хорошо бы ввести скидку на подключение к сети Интернет или скидку на приобретение компьютерной техники. Или же предусмотреть существенные скидки, например, для пенсионеров, которые бы воспользовались возможностью оплаты коммунальных услуг посредством Интернета. То есть это не должна быть дань моде - от использования информационных технологий должна быть прямая экономическая выгода. И если пользователь не сможет ее ощутить, то желаемого эффекта не будет. Пока электронное правительство - всего лишь имиджевый инструмент, который решает только некоторые задачи. А нам необходимо добиться того, чтобы человек, не выходя из дома, мог решать большинство задач, что связаны с общением с государственными органами.
- Насколько реальны сроки модернизации этого сектора, озвученные в послании?
- Насколько это реально? С точки зрения инфраструктуры - у нас препятствий минимум. Потому что инфраструктура электронного правительства создана и более или менее отлажен механизм взаимодействия между государственными органами. Другой вопрос, что необходимо привести законодательство в соответствие с поставленными задачами. На то у нас есть новый парламент, который должен с удвоенной или даже с утроенной силой взяться за приведение законодательства в соответствие посланию президента. В то же время, если государственные органы продолжат вести самостоятельную политику (наблюдается некоторый дисбаланс в качестве оказания услуг среди различных государственных организаций), то серьезных показателей мы не добьемся. И мы должны консолидировать свои усилия в этой области, должны разработать единую стратегию и придерживаться ее формата. Я искренне надеюсь, что это произойдет благодаря совместным усилиям.
- Не припозднились ли мы, на Ваш взгляд, с четвертой задачей?
- Лет на 5, я бы сказал. Сегодня будет достаточно сложно вновь вернуть доверие абсолютного большинства граждан. Реалии таковы - люди зачастую не испытывают восторга от качества оказания государственных услуг. ЦОНы, конечно же, немного сглаживают ситуацию, но... Необходимо понимать - потребитель не должен просить, чтобы ему оказали эту услугу, он просто должен заказать ее. И потребитель вправе ожидать, если мы говорим об оказании государственных услуг, такого же высокого по уровню сервиса, что предлагает, например, частный сектор. Для этого и необходимо объединить наши усилия. |