|
Юлиана Жихорь
Эксперимент над экспертами
Освоившись на новых рабочих местах, парламентарии приступили к собственно законотворческой деятельности. Вчера на втором - юридически, но первом тематически - пленарном заседании палаты народно-партийные избранники делили законы и устанавливали сроки их обсуждения. Ну и, конечно же, дали старт “заваливанию” правительства народными нуждами
Впрочем, один из первых депутатских запросов нынешнего созыва касался непосредственной депутатской деятельности.
Бывший сенатор, а ныне мажилисмен Куаныш Султанов возмутился безрассудным, точнее безрезультатным, расходованием государственных средств на экспертизу законопроектов, поступающих в парламент.
“На проведение экспертизы законопроектов выделяются немалые средства из бюджета. В текущем году в бюджете предусмотрено 2 миллиарда 335 миллионов тенге. Эти средства составляют 30 процентов от объема финансирования всей деятельности парламента”, - привел данные Султанов. “В большинстве случаев частные организации выигрывают тендеры (на проведение экспертизы законопроекта. -
“НП”), передают по субподряду специалистам вузов и выплачивают им 30-70 тысяч тенге, а сами получают доходы. Потому что одна экспертиза сейчас стоит от 1 до 6 миллионов тенге. И часто получается, что якобы известные, авторитетные ученые предоставляют экспертизу”, - возмущался депутат.
Напомню, что парламентарии уже много лет высказывали недовольство качеством экспертных заключений на законопроекты. И теперь Султанов вновь поднял эту тему: “Если учесть цели и требования, стоящие перед экспертами, законопроект должен соответствовать Конституции нашей страны, не противоречить другим законам, не иметь негативных социальных и экономических последствий, не допускать коррупции. Но, к сожалению, качество экспертиз низкое, и нередко мы видим, что законопроекты, которые проходят через парламент, противоречат Конституции”.
Он предложил премьер-министру рассмотреть вопрос качества экспертизы и целесообразности проведения экспертизы в том качестве, в каком она существует: “Экспертиза ведется на должном уровне или нет, если нет, какая необходимость вести эту экспертизу? Кто рассматривает заключения данных экспертиз? Какие принимаются меры, чтобы исключить все коллизии и противоречия? Какую работу проводит правительство по даче экспертизы законопроекта и проверяет ли оно закономерность, правильность и умеренность этих экспертиз?”
Запрос
Айткуль Самаковой коснулся другой важной темы - миграции. По ее мнению, настало время для создания программы внутреннего регулирования мигрантов (благо президент призвал поддерживать переселенцев из деревни в город и этой поддержкой направлять потоки рабочей силы туда, куда нужно).
“Стихийно приезжают в города, они также стихийно осваивают окраины больших городов и областных центров. Возникают и жилищные проблемы, и санитарно-гигиенические, нехватка школ в этой местности, больниц, поликлиник, детских садов. Возникает социальная напряженность”, - обозначила проблему депутат.
“По данным агентства по статистике, в Казахстане ежегодно около трехсот тысяч казахстанцев находятся в фазе активной подвижности, перемещаясь внутри страны таким образом, как они хотят, - отметила мажилисвумен. - За период с 1991 по 2007 год доля внутренних мигрантов составила около 70 процентов от общего объема в миграции населения. Это означает, что за указанный период более 3,7 миллиона казахстанцев стали переселенцами внутри своей страны”.
Всего 15 депутатов мажилиса вошли в историю, как “первопроходцы” запросов парламента пятого созыва. После чего парламентарии разбрелись по кабинетам осваивать собственно законотворческую деятельность. Пока в их портфеле всего 12 законопроектов. Но мажилисмен Виктор Рогалев выразил уверенность, что уже через пару недель работа пойдет полным ходом: “У нас на подходе сейчас несколько ратификаций, еще 6 законопроектов, которые мы возьмем в работу на следующем пленарном заседании”.
Астана |