|
Ботагоз Омар
По мнению лидера экологического союза “Табигат” Мэлса Елеусизова, в стране нужно создать инвестиционный экологический фонд. Только так можно направить денежные потоки, собираемые от природоохранных мероприятий, в “зеленое” русло. Пока же на экологические мероприятия тратится не более четверти от средств, поступаемых в виде штрафов и всевозможных экоплатежей
На недавней коллегии в Министерстве охраны окружающей среды известный эколог Мэлс Елеусизов предложил свое решение вопроса, связанного с нецелевым использованием средств от природопользователей. По его словам, в стране назрела необходимость создания не просто фонда, из которого бы безвозмездно давались деньги, например, для покупки нового оборудования, которое может сократить (или свести до нуля) объем загрязняющих воздух веществ, а именно инвестиционного экологического фонда.
“Он сможет давать средства предприятиям на возвратной основе, чтобы они могли осуществлять свои природоохранные программы, строить соответствующие сооружения. Без этого у нас ничего не получится, потому что оборотных средств на экологические цели у предприятий практически не бывает, и никто этим делом заниматься не будет”, - сообщил глава союза “Табигат”.
По его подсчетам, за весь 2011 год в доход государства поступило всевозможных платежей за природопользование на сумму 71 миллиард тенге.
Выступивший ранее министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров сообщил, что в прошлом году сумма одних только штрафов от крупных природопользователей Казахстана составила 25 миллиардов тенге. Всего же за год было проведено 12 тысяч проверок хозяйствующих субъектов и выявлено свыше 9 тысяч нарушений.
Сколько бы ни поднимался вопрос о распределении экологических платежей в правильное русло, он остается только в теории.
Например, только в прошлом году премьер-министром страны Каримом Масимовым было дано поручение главе МООСа направлять 50 процентов от экологических платежей в республиканский бюджет, а оставшуюся половину оставлять в ведении акиматов, причем те должны были направляться исключительно на экологические цели.
А еще годом ранее экс-министр экологии Нургали Ашим красочно расписывал, что все экологические платежи будут поступать в Национальный фонд. При этом он намеревался создать фонд “Жасыл даму орталыгы” (Центр зеленого развития), который должен был аккумулировать средства, взимаемые с предприятий в виде платежей за загрязнения, штрафов, возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, и направлять их по целевому назначению. Пока же, по самым оптимистичным прогнозам, только 25 процентов от собираемых от природопользователей платежей направляются на благие цели очищения воздуха, воды, почвы и ряд других экологических мероприятий.
Обратим внимание на средства, выделяемые из республиканского бюджета для охраны окружающей среды. В 2008 году для деятельности МООС было направлено 7,489 миллиарда тенге, в 2009 году - почти в два раза меньше, 4,4 миллиарда, что можно объяснить предпринятым в результате кризиса секвестрованием бюджета. В 2010 году эта сумма возросла до 8,3 миллиарда тенге, в 2011-м - до рекордных за последние годы 19,5, а в 2012 году вновь понизилась до 15,29 миллиарда тенге.
Причем здесь нужно подчеркнуть, что из выделенных экологическому ведомству средств очень малая их доля приходится на сами природоохранные мероприятия. К примеру, в 2011 году первое место по расходам заняла статья, касающаяся строительства и реконструкции объектов охраны окружающей среды (на эти цели было потрачено две трети от всех выделенных в течение года министерству средств).
Еще один пример - четыре области западного региона страны собирают 55 процентов от всех денег, которые платят в бюджет предприятия за загрязнение окружающей среды. Например, если Актюбинская область в среднем в год собирает 16 миллиардов тенге экоплатежей, то расходуется на экологические мероприятия здесь в среднем по три миллиарда в год.
В то же время экологические проблемы требуют безотлагательного решения. Достаточно привести знакомые горожанам проблемы загазованности и смога над крупными населенными пунктами. А статистика по суммарным годовым выбросам предприятий напоминает истории из фантастических книг: их объем соответствует весу одного миллиона слонов. Все это не может не отражаться на состоянии здоровья казахстанцев, а следовательно - на безопасности нации.
Астана |