|
Алла Иванилова
Полицейские подсчитали казахстанских “куртизанок”. Оказалось, что на учете в правоохранительных органах состоят ни много ни мало - четыре тысячи женщин, занимающихся проституцией. Если прибавить тех, кто еще не попадался стражам порядка, то армия жриц любви будет значительно больше.
Чиновники пока никак не решают эту проблему, ограничиваясь лишь уголовной ответственностью для сутенеров, хотя многие страны пошли другим путем и проституция там стала одной из статей пополнения бюджета
Центрами проституции в республике можно назвать Алматы и Астану, в какой-то мере - Актау и Атырау в связи с бурным развитием нефтяных месторождений и наплывом иностранных работников.
Отношение к девушкам легкого поведения всегда было неоднозначным. Кто-то их осуждает, кто-то жалеет. Тем не менее, эта древнейшая профессия всегда будет востребована. Наказывать сутенеров - не выход. Чиновники признаются, что отечественное законодательство несовершенно в этом вопросе.
Уголовным кодексом, статьей 270, предусмотрена ответственность за вовлечение в занятие проституцией в виде штрафа в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей либо лишения свободы на срок до 5 лет. А статья 271 за организацию и содержание притонов для занятий проституцией и сводничеством предполагает штраф от 500 до 1000 МРП либо лишение свободы до 3 лет.
Эффективность этих санкций весьма условна и не только потому, что доходы путан в сотни раз превышают размер штрафа, но и потому, что на практике имеются трудности при доказывании состава данного правонарушения. Да что там: в стране до сих пор нет законодательного определения понятия “проституция”.
Общественность не раз предлагала чиновникам легализовать древнейшую профессию. В 2009 году с подобным предложением к парламентариям обратились инвалиды Караганды, которые попросили выделить из бюджета средства, чтобы они могли пользоваться секс-услугами. Люди с ограниченными возможностями ссылались на опыт Голландии, где государство оплачивает услуги проституток для инвалидов.
В прошлом году среди вопросов, поступивших для онлайн-конференции с премьер-министром Каримом Масимовым, один тоже касался этой деликатной темы. Молодой человек высказал идею о легализации древнего ремесла. Свое предложение он обосновал тем, что государственная казна будет регулярно пополняться, увеличится поток иностранных туристов, снизится уровень преступности и число ВИЧ-инфицированных.
В свое время в Казахстане работал Общественный комитет за легализацию проституции, представители которого неоднократно писали письма в Администрацию президента и парламент, однако никто на их предложения не отреагировал.
Между тем в каждой стране по-разному относятся к этому ремеслу. Так, в Голландии, Швейцарии, Дании, Италии это легальная профессия. Считается, что именно Голландия преуспела в этом вопросе и ее опыт едва ли не показательный. В этой стране женщины и мужчины, зарабатывающие на жизнь своим телом, получили равные права со всеми остальными работающими гражданами, и у них есть свой профсоюз. Они платят налоги, а взамен получают право на медицинскую страховку, накопительную пенсию и отпускные.
Среди стран Восточной Европы одной из первых проституцию легализовала Венгрия. Там профессия куртизанки приравнена к “индивидуальной трудовой деятельности” и регулируется законами малого бизнеса.
В Италии нет публичных домов, но в частном порядке оказывать секс-услуги не запрещается. Наказывают в Италии только сутенеров и торговцев людьми. Во Франции узаконена только уличная проституция.
Определенных успехов в легализации проституции добилась Германия. Закон, разрешающий заниматься проституцией официально, был принят в 2002 году. Публичные дома Германии получили регистрацию, а их содержанки - социальную страховку. Женщины имеют даже право получить государственную дотацию на обучение новой профессии.
А вот в Соединенных Штатах Америки только в двух из 50 штатов разрешены публичные дома.
В некоторых азиатских странах к “труженикам койки” тоже относятся снисходительно. Таиланд по праву считается страной секс-туризма, при этом официально в стране проституция запрещена и существует под видом массажных и косметических салонов. В 2003 году там попытались легализовать этот вид деятельности, однако безуспешно. По оценкам специалистов Международной организации труда, в Таиланде годовой оборот секс-индустрии превышает 20 миллиардов долларов. Как гласит статистика, два процента всех женщин работают “на панели”, а каждый третий мужчина мечтает стать женщиной и зарабатывать телом.
В Турции запрещена уличная проституция и разрешены публичные дома. Древнейшее ремесло там очень развито и приносит большие налоги в бюджет Стамбула. Некоторое время “ночные бабочки” были в законе даже в Иране, где сейчас снова обсуждается вопрос о легализации проституции, так как шиитам позволяется иметь “временных” жен.
В Казахстане категорично относятся к этому вопросу, считая, что проституцию надо искоренять, а не узаконивать. Хотя в трудные кризисные времена первая древнейшая профессия могла бы стать еще одной статьей дохода, который может быть использован на нужды здравоохранения и стимулирование рождаемости. Признание этого “постыдного явления” дало бы много плюсов. Путаны из категории самозанятых перешли бы в реальный сектор экономики, платили налоги и накапливали себе пенсию. В поддержку легализации проституции выступают и многие врачи-венерологи, обеспокоенные ростом вензаболеваний. Однако, скорее всего, чиновники еще не скоро скажут “да” проституции.
Астана |