|
Ольга Шишанова
Наверное, есть что-то символическое в том, что День электронной почты отмечается 2 октября, а День почты - на неделю позже, 9 октября. Несмотря на то, что сорок лет назад у бумажного письма появился конкурент - электронное письмо, почтовые сети сегодня по-прежнему востребованы
Время безжалостно вносит изменения в традицию обмена информацией, и эпистолярный жанр нынче не в моде - люди все реже пишут письма, предпочитая им новые электронные средства связи и Интернет. Новейшие технологии в миллионы раз быстрее, и потому традиционные услуги почтовой связи, такие как пересылка письменной корреспонденции, все в большей степени замещаются услугами телекоммуникационными.
Но, хотя с развитием Интернета некоторыми аналитиками и вовсе прогнозировалась скорая стагнация рынка почтовых услуг, этого не произошло. Почта по-прежнему остается крупнейшей сетью доставки почтовой корреспонденции в мире, причем, как правило, через государственные почтовые компании.
Начиналось все с Общего почтового союза, который образовался 9 октября 1878 года в Берне и первоначально насчитывал всего лишь 22 страны-участницы. С тех пор этот день стал профессиональным праздником тех, кто работает в почтовой сфере.
Ежегодно свыше 600 тысяч почтовых отделений обрабатывают около 440 миллиардов писем и шесть миллиардов посылок. Сегодня в этой отрасли по всему миру трудятся пять миллионов человек.
В большинстве стран почта интенсивно работает в области логистики, каталожной торговли, почтово-банковских услуг, быстро развиваются электронная коммерция, гибридная почта и информационные технологии.
По статистическим данным Всемирной почтовой службы, около 65 процентов национальных почтовых служб оказывают также высокотехнологичные услуги и предоставляют своим клиентам онлайн-сервисы. В частности, 16 процентов почтовых операторов предлагают оплату счетов через Интернет, 13 процентов - онлайн-оплату почтовых сборов, 10 процентов - доставку отправлений, получение которых удостоверяется электронной подписью, 40 процентов почтовых служб располагают пунктами доступа в Интернет, 12 процентов через Интернет реализуют торговлю.
Поэтому наверняка, несмотря ни на какие прогнозы, сколько будет существовать человечество, столько будут необходимы почтовые услуги, даже если со временем их станут называть по-другому.
Сегодня во Всемирный почтовый союз входит 191 государство, в том числе и Казахстан, который вступил в него в 1992 году.
До 1991-го в Казахстане функционировало более четырех тысяч отделений связи, первое из которых было открыто в 1860 году в городе Верном (Алматы), затем преобразованное в почтово-телеграфную контору связи.
За двадцать лет, после обретения страной независимости, АО “Казпочта”, получившее официальное название Национального оператора почтовой связи, сумело сохранить и открыть новых свыше 3200 отделений связи, в том числе 14 областных и четыре филиала республиканского значения, которые обслуживает 21 тысяча сотрудников. Исходя из цифры в 17 миллионов казахстанцев, обслуживающихся в этих филиалах, количество почтовых отделений уступает британским и российским на 20 процентов.
В Астанинском филиале 73 отделения почтовой связи, включая районные и сельские населенные пункты, двадцать из них обслуживают 700 тысяч жителей столицы. В Алматы 75 отделений связи на полтора миллиона жителей.
Ежегодно почтовые работники столичного филиала принимают, обрабатывают и доставляют более пяти миллионов писем и 66 тысяч посылок. В целом Казпочта ежегодно принимает и обрабатывает около четырех миллионов посылок и порядка 60 миллионов писем и бандеролей. При этом более 50 процентов приходится на пересылку внутри страны. Что касается времени доставки корреспонденции, особенно за рубеж, то оно колеблется от пяти до четырнадцати дней, в зависимости от пункта назначения.
В Великобритании официально почта появилась на три столетия раньше, когда в 1516 году Генрих VIII создал Королевскую почту. Сегодня англичане могут похвалиться 14 тысячами почтовых отделений по всей стране, обслуживающих 55 миллионов жителей.
В Лондоне находится 560 отделений, обслуживающих восемь миллионов лондонцев. Цифры сопоставимы с количеством почтовых отделений российской столицы с той разницей, что лондонские почтовые отделения обрабатывают за шесть месяцев норму годовой корреспонденции Москвы.
Как оказалось, жители Великобритании ежедневно, кроме выходных дней, посылают около 800 тысяч посылок и 40 миллионов писем. Интернет - не помеха населению туманного Альбиона обмениваться “настоящими” письмами.
Около 40 тысяч служащих сортируют английскую почту почти исключительно вручную. При этом общее число лиц, работающих в Королевском почтовом ведомстве, составляет 200 тысяч человек, наряду с которыми в штате почтовых отделений Лондона работают и кошки. Это одна из отличительных особенностей именно Королевской почты Британии. У кошек очень важная работа: охранять посылки от проникновения грызунов, за что они официально получают “зарплату”, которая даже регулярно повышается с учетом инфляции. Так продолжается вот уже 130 лет.
Почта США при обороте в 75 миллиардов долларов, штате сотрудников в полмиллиона человек является третьим по величине работодателем в стране после Минобороны США и торговой компании Wal-Mart.
Это один из фактов, подтверждающих мнение экспертов о дальнейшем развитии почтовой отрасли и слова мудрых жителей туманного Альбиона, которые надеются, что приветливый почтальон также будет ходить по домам в XXI веке, как он ходил всегда. Потому что он и его профессия остаются востребованы.
Астана |