Юлиана Жихорь
Урожай зерна в Казахстане продолжает бить рекорды. Но, как всегда, нашей стране чуть-чуть чего-то не хватает. Сейчас не хватает традиционного выхода к морю, вагонов-зерновозов и места для хранения остатков
Быть богатой страной-зернопроизводителем в условиях Казахстана оказывается не так уж и выгодно. 27 миллионов тонн зерна в чистом весе (из них пшеница - почти 23 миллиона тонн) сегодня вывозится из нашей страны “в час по чайной ложке”. С сентября по декабрь 2011 года доля зерна на экспорт составила 4,2 миллиона тонн. По информации пресс-службы МСХ, по состоянию на 20 января отечественными экспортерами отгружено 1,3 миллиона тонн, практически все через Россию. В настоящее время государство субсидирует транспортные расходы при экспорте зерна в Китай и транзитом через Россию и КНР. На эти цели было выделено из бюджета 15 миллиардов тенге: 5 - на год прошлый и 10 - на год нынешний. При этом, как сообщали в Минсельхозе, субсидии на транспортировку через территории КНР и РК осуществлялись “без каких-либо оговорок”.
Однако уже с марта 2012 года, как заявил вице-министр сельского хозяйства Муслим Умирьяев, ситуация изменится: “Проанализировав текущую ситуацию, складывающуюся с ценами на зерно на внешних рынках, мы рассматриваем возможность с марта субсидировать транспортные расходы транзитом через территорию РФ только до портов Азовского, Черного и Балтийского морей... То есть таким образом исключаются поставки на экспорт в Азербайджан через территорию РФ, потому что, проанализировав ценовую конъюнктуру, ситуацию с транспортными расходами, мы пришли к выводу, что данное направление на сегодняшний день не нуждается в субсидировании”.
Всего же, по данным Минсельхоза, экспортный потенциал в текущем маркетинговом году составит 15 миллионов тонн зерна. То есть Казахстану необходимо отгрузить еще как минимум 10 миллионов тонн. “Ограничивающим фактором является малое количество зерновозов”, - в очередной раз сообщили в МСХ.
На сегодняшний день парк зерновозов в Казахстане составляет около 5200 вагонов. “Этого явно недостаточно для того, чтобы осуществлять полноценные отгрузки”, - заявил вице-министр сельского хозяйства РК Муслим Умирьяев. Сообщив, что сегодня АО “НК “КТЖ” привлекло на арендной основе зерновозы из сопредельных государств: России, Узбекистана, Азербайджана и Грузии. “Тем не менее проблема существует”, - вздохнул он.
Пока решается вопрос вывоза зерна, остается еще одна глобальная проблема - где его хранить до момента экспорта. Продкорпорация еще в прошлом году закупила 8 миллионов тонн. Одновременно перемещая его из зернопроизводящих северных регионов страны в западные и южные, освобождая элеваторные мощности. 500 тысяч тонн были, таким образом, перебазированы. В январе было принято решение перевезти такой же объем до зерна нового урожая.
Глава ПО “Продкопрорация” Бейбитхан Кабдрахманов сообщил, что благодаря госзакупу (цена при этом закупе варьировалась от 25 000 до 16 500 тенге) удалось удержать стоимость зерна на внутреннем рынке: “В принципе, мы добились того, чего хотели, цена не упала ниже 16 500 тенге, наоборот, она поднялась. Потому что зернотрейдеры начали давать цену выше, чем Продкорпорация”. Он сообщил, что в ближайшее время АО “Продкорпорация” планирует поднять стоимость закупа: “Я думаю, цена эта будет 20, может, даже 21 тысяча тенге за тонну. И это будет сигнал рынку, потому что рыночная цена тогда еще выше поднимется. Трейдеры будут давать больше, чем будет закупать Продкорпорация”.
Дополнительно сегодня Продкорпорацией закупается ячмень (100 тысяч тонн по 18 тысяч за тонну) и пшеница 4-го класса. В ближайшее время объявлено о дополнительном закупе 200 тысяч тонн ячменя (по цене 12 тысяч тенге за тонну).
Астана |