Ботагоз Омар, Юлиана Жихорь
В аэропортах страны игнорируются элементарные требования безопасности. К такому выводу пришли представители надзорного органа после проведенных проверок. Как оказалось, Комитетом гражданской авиации была искажена даже статистика авиационных инцидентов с участием казахстанских воздушных судов
Во многих аэропортах страны проблемы схожи. В Астане, Алматы, Костанае и Кокшетау состояние взлетно-посадочных полос оставляет желать лучшего.
А в аэропорту Балхаша было установлено, что на взлетно-посадочных полосах, рулевых дорожках и перронах имеются многочисленные трещины, заделанные битумной мастикой. Налицо износ и стирание поверхностного слоя. Международному аэропорту Актобе выдан сертификат соответствия годности аэродрома еще до подведения итогов проверки по сертификационному обследованию и без согласования с Комитетом гражданской авиации.
Как заявлено в представлении Генпрокуратуры КГА, это “свидетельствует о формальном обследовании аэродрома Актобе”. Кстати, в этом аэропорту были выявлены даже факты использования спецмашин, не состоящих на учете в органах дорожной полиции.
На аэродромах Талдыкоргана и Павлодара нарушена маркировка путей движения спецтранспорта по аэродрому, она не обозначена и дорожными знаками.
Службы поисково-аварийного и спасательного обеспечения полетов казахстанских аэропортов недостаточно укомплектованы сотрудниками, не в полном объеме закуплено аварийно-спасательное оборудование.
А в Восточно-Казахстанской области был выявлен вопиющий случай - Аягозский аэродром не имеет аэровокзального комплекса. Для обслуживания рейсов пассажирам приходится ездить к зданию железнодорожного вокзала. Кстати, авиакасса и досмотровая комната действовали согласно устной договоренности - представители Генпрокуратуры выяснили, что договор аренды помещений заключен не был.
В ходе проверок были выявлены нарушения при назначении и освобождении руководителя службы авиационной безопасности, которые производятся только по согласованию с Комитетом и органами национальной безопасности.
За три последних года в КНБ за согласованием обратились всего 50 авиакомпаний и аэропортов, хотя всего по Казахстану действует 87 субъектов гражданской авиации. “Из этого следует, что в 37 организациях либо вовсе отсутствуют руководители служб авиационной безопасности, либо на таких должностях работают лица, чьи кандидатуры не были согласованы”, - сообщил на этой неделе в ходе брифинга официальный представитель Генеральной прокуратуры Сапарбек Нурпеисов.
Кроме того, были выявлены факты незаконного строительства жилых зданий вблизи объектов гражданской авиации. Так, властям Актобе приглянулся земельный участок, расположенный рядом с городским аэродромом. В результате земля площадью 100 тысяч квадратных метров была выделена для возведения домов в рамках индивидуального жилищного строительства.
А в Алматы предусмотрительный бизнесмен и вовсе решил возвести 17-этажную гостиницу вблизи городского аэропорта.
Учитывая перечисленные недостатки, неудивительны факты авиационных инцидентов с участием воздушных судов Казахстана. Кстати, по самым скромным подсчетам, 6 таких случаев Комитетом гражданской авиации Минтранскома были скрыты для “правильности” статистики.
|
“К взлету не готов” - диагноз отечественной гражданской авиации |
Так, согласно официальным данным, представленным комитетом, с 2003 по 2007 год число авиаинцидентов идет на убыль. Их число якобы сократилось с 27 до 14 случаев. Однако прокуроры выявили прямо противоположную тенденцию - фактически в прошлом году произошло 18 инцидентов с участием воздушных судов Казахстана. И это кроме авиационных событий, произошедших с самолетами нашей страны на территории иностранных государств.
Прокуроры выяснили, что в стране эксплуатируются воздушные суда с просроченными сроками сертификатов летной годности, некачественно отремонтированные. Бывают случаи, когда к работе допускаются сотрудники, не соблюдающие требований по авиационной безопасности, а авиакомпании допускали воздушные суда к полетам без надлежащего устранения причин отказа техники.
Так, в марте прошлого года при выполнении рейса Павлодар - Астана у Fokker-50 сработала сигнализация “К взлету не готов”. Тем не менее председатель комиссии авиакомпании до устранения причин (попадание масла через нарушенное герметичное покрытие штепсельного разъема) разрешил эксплуатацию судна. Более того, до момента ремонта этот Fokker совершил еще 40 полетов.
В июле прошлого года по этой же причине был прерван полет этого же судна, летевшего по маршруту Кызылорда - Алматы.
В общем, судя по данным прокуратуры, летать становится все опаснее.
Астана |