Ботагоз Омар
Несмотря на то, что казахстанские тепловозы еще не покрыли потребности внутреннего рынка, на них уже поглядывают железнодорожники стран СНГ. К слову, заводчанам гораздо выгоднее отправлять производимые ими тягачи на экспорт, но прежде нужно изрядно потрудиться, чтобы получить все необходимые разрешительные документы и завоевать рынок
Учитывая плачевное техническое состояние железнодорожной отрасли, планы по созданию первого в стране локомотивосборочного завода были самыми беспроигрышными. Ведь главной проблемой национального перевозчика было не только отсутствие средств, но и дефицит требуемой техники: к примеру, для поставки пассажирских вагонов российского или украинского производства нацкомпании надо было заранее вставать в очередь и ждать, когда заказ будет выполнен. (В данных братских республиках заводы по выпуску пассажирских вагонов работают в основном для обеспечения внутренних потребностей своих стран).
Первая “ласточка” данного проекта была запущена задолго до презентации масштабной Программы форсированной индустриализации на 2010-2015 годы. Впервые о возможной сборке тепловозов в Казахстане речь зашла осенью 2006 года, когда в ходе визита Президента РК в США между НК “КТЖ” и “Дженерал Электрик” было подписано соглашение о передаче нашей стране данной технологии. Тогда Казахстаном были закуплены десять локомотивов серии Evolution и комплектующие для сборки трехсот тепловозов, причем общая сумма заключенного контракта составила около миллиарда американских долларов.
В декабре 2009 года новое производство удалось запустить в Астане. В 2010 году на заводе “Локомотив Курастыру Зауыты” (который является совместным предприятием “Казахстан Темир Жолы” и General Electric) было собрано 30 машин, что побудило заводчан поставить перед собой цель выхода на полную мощность - до 100 локомотивов в год.
Как сообщила “НП” начальник отдела развития индустрии ГУ “Управление предпринимательства и промышленности города Астаны” Вера Григорьева, по итогам 12 месяцев 2011 года в столице было в общей сложности произведено 74 локомотива. “В 2012 году планируется произвести около 90 локомотивов, на 2013 год - более 90, и в 2014 году планируется выход на проектную мощность 100 локомотивов в год”, - сообщила руководитель отдела.
Как результат, все это неминуемо отразилось на росте объемов обрабатывающей промышленности за 11 месяцев 2011 года в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
По словам министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова, в республиканском разрезе за 11 месяцев прошлого года рост зафиксирован в Жамбылской области (на 31,5 процента) и городе Астане (28 процентов). Добавим для сравнения, что “бронзу” в этом рейтинге завоевала Акмолинская область с 16-процентным приростом.
Кроме того, что проект (наряду с не менее ярким столичным “детищем” - заводу по производству пассажирских вагонов Talgo) повышает авторитет Астаны в республиканском рейтинге, он еще и сулит экономию для компаний, пользующихся продукцией казахстанского производства. Как подсчитали специалисты, ежегодная экономия по эксплуатации одного казахстанского локомотива серии Evolution достигает в настоящее время 450 тысяч долларов США. При том что ее стоимость на внутреннем рынке составляет 3,9 миллиона долларов, а для внешних поставок ее цена определена на уровне 4,8 миллиона.
Несмотря на “несправедливое” разделение стоимости тепловозов для “своих” и на экспорт, за казахстанскими локомотивами серии Evolution уже стоят очереди. Ведь “американец” отечественной сборки в процессе подготовки к конвейерному производству был адаптирован к резко континентальному климату. Поэтому он как никакой другой будет востребован прежде всего нашими соседями, с аналогичными погодными условиями.
В настоящее время ведутся переговоры о поставке локомотивов в Монголию. Кроме того, большой интерес к казахстанским локомотивам на пространстве колеи 1520 мм проявляют Россия (в частности, Якутия), Азербайджан, Таджикистан, Армения, Узбекистан, Эстония и другие страны Прибалтики.
Дальше всех в этом вопросе продвинулся Таджикистан. В конце прошлого года компания “Локомотив Курастыру Зауыты” заключила соглашение с госкомпанией “Таджикские железные дороги” на поставку шести локомотивов. Для финансирования экспорта казахстанских локомотивов “Экспортно-кредитная корпорация “КазЭкспортГарант” выделила финансирование в размере шести миллиардов тенге.
Астана |