|
Заглядывать слишком далеко вперед недальновидно
Год пишем, два в уме
Многие умеют предвидеть, но
так мало тех, кто умеет предупредить.
Наши футурологи вышли на работу в первую же неделю наступившего года. Традиционное собрание предсказателей и аналитиков алматинской группы Futuris состоялось в среду, и на нем были озвучены некоторые из соображений по поводу ближайших месяцев, а также в целом на годовую перспективу.
Попытки заглянуть в предстоящий год касались не только экономики, политики и финансов, но и общего состояния общества, его духовного и, так сказать, естественного развития.
Необходимо заметить, что мы уже не первый год наблюдаем за деятельностью этой группы и по возможности рассказываем о ней, но впервые участникам собрания было позволено рассказать о ее конкретных прогнозах, однако без указания имен отдельных аналитиков.
Так что же видят в ближайшем будущем казахстанские экономисты, политологи, исследователи нашей “общественной души”? Если говорить в общем и целом, то год видится вполне благоприятным. Имеется в виду общая стабильность и отсутствие каких-либо серьезных общественных катаклизмов. Будут сохранены общие параметры года ушедшего, то есть общественное настроение не претерпит сильных сдвигов и изменений. Если, конечно же, не произойдет ничего экстраординарного.
В экономике и финансах продолжится некоторое, возможно, весьма чувствительное ухудшение ситуации, что скажется на увеличении безработицы, инфляции и на положении малого и среднего бизнеса. Банки будут испытывать больше давления, чем в прошлом году, и к четвертому кварталу этого года, видимо, правительство будет вынуждено прибегнуть к новым действиям, чтобы оказать им существенную помощь. Возможно, это произойдет и несколько ранее.
Многое также будет зависеть от внешних факторов, таких, например, как ситуация в еврозоне. Скорее всего, по мнению аналитиков, борьба за ее сохранение будет относительно успешной, но она обойдется ведущим странам Европы очень дорого, что скажется и на их общем экономическом и финансовом состоянии. Однако не исключается и наихудший сценарий, когда из еврозоны выйдет Греция и это повлечет за собой непредсказуемые действия ведущих стран объединения.
К внешним факторам относится и цена на наше основное и жизненно важное сырье - на нефть. Общее мнение таково, что цена эта в целом по году будет снижаться из-за общего спада мировой экономики. Прогнозируется же она около 60-80 долларов за баррель, что не очень благоприятно для нашего бюджета.
Относительно пресловутой “второй волны” кризиса были высказаны мнения, что она уже фактически началась, но своего пика должна достичь либо к четвертому кварталу этого года, либо в начале будущего. Но негативные воздействия на мир начнут зримо сказываться уже в ближайшие три-четыре месяца. В частности, это должно сказаться на дальнейшем снижении спроса и попытках путем эмиссии бороться с огромными долгами и дефицитом бюджета.
Из политических “трендов” наступившего года главным, по мнению прогнозистов, будет продолжение борьбы западных стран против Сирии и Ирана. В этом году судьба президента Асада должна быть решена в любом случае. Также станет ясно и с дальнейшей судьбой иранской атомной программы. Запад совершенно очевидно поставил перед собой цель уже в этом году развязать для себя этот узел, но какими методами это будет происходить, пока никто сказать не может. Во многом это будет зависеть от гибкости и иранской дипломатии, и от позиции таких стран, как Китай и Россия.
Были также рассмотрены прогнозы, которые группа давала на 2011 год, и отмечено, что в этих прогнозах отмечалась возможность ухудшения ситуации на западе Казахстана, именно в нефтедобывающих районах. Однако никто не мог предположить именно такого развития событий. То есть кровопролития. Однако в целом положение оценивалось объективно и прогноз в этой области был признан профессиональным. Но самым точным был признан прогноз относительно досрочных президентских выборов в Казахстане и роспуска парламента. Правда, оба этих события предсказывались почти одновременно.
Каков же будет прогноз на год 2012-й, остается оценить только после его окончания. Что мы и сделаем. |