|
Последние несколько лет кинематографической жизни страны были ознаменованы выходом на экраны громких проектов, призванных не только “взбодрить” отечественное кинопроизводство, но и заявить о нас в мире, как о неординарной и состоятельной стране.
Киностудии взялись не только за создание картин, но и за их раскрутку. Впрочем, с весьма скромным успехом. В отечественных кинотеатрах время от времени показывают картины отечественного производителя, но они не вызывают особого интереса у зрителя, несмотря на масштабную рекламу. Хотя справедливости ради надо сказать, что процесс пошел. Который не мог не вызвать резонанса в массах. Назревает множество вопросов, на которые зритель хотел бы услышать ответ. Поэтому на этот раз в студию прямого эфира “НП” пригласило известных казахстанских кинематографистов, которые ответили на вопросы наших читателей.
Наши гости - представитель нового поколения режиссеров Абай Кульбаев и Рустем Абдрашов, автор, являющийся соединяющим звеном между классической и современной режиссерской школой
Кино снимаем не благодаря,
а вопреки
- Ваш взгляд на современное положение казахстанского кинематографа?
(Рустам, Алматы)
Абай Кульбаев: Кинематограф является самой главной частью культуры любой нации, любой державы. Ведь в кинематографе “варятся” и театр со своей великолепной актерской практикой, и музыка, заставляющая биться наши сердца, и изобразительное искусство - основа визуального мышления, и балет, и то многое другое, что не принято считать искусством, то есть ремесло (к примеру, можно взять того же плотника, или дизайнера одежды).
Все это я перечисляю не зря. Так как все это часть производства любой кинокартины. В нашем случае я не могу сказать, что у нас есть современное кино и его победы. Ведь все знают, что наш Центрально-Азиатский регион отстает в развитии от западных стран как в технологическом процессе, так и в социально-культурологических преобразованиях лет этак на 100-150.
Единственное, что у нас остается - это наша неотъемлемая мудрость восприятия мира, присущая именно восточным странам и нациям. То есть все мы прекрасно знаем о достижениях Запада, об их рекордах, возможностях и т.д. Но вы представьте, что они уже прошли этот путь, а мы только начинаем идти. В этом случае наше общество еще будет радоваться за свои достижения в любых областях человеческой деятельности.
Жаль только, что на этом долгом пути мы, кинематографисты, теряем своих зрителей, наших же соотечественников. Многие просто не выдерживают духовного голодания и впитывают “пищу” других культур.
Рустем Абдрашов: Сказать, что плохо - не правда, сказать, что хорошо - рано.
- В чем, по-вашему, заключаются проблемы отечественного кинематографа? Чего в первую очередь не хватает нашему кино для развития?
(Айжан К., Астана)
Р.А.: Во многом. Отсутствие кинодраматургов и, как следствие, хороших сценариев. Полное отсутствие квалифицированного, профессионального второго состава. Отсутствие новых технологий, отсутствие кинопроката, отсутствие законодательной базы, защищающей интересы отечественного кинематографа.
А.К.: Проблем много - нужда одна. Нашему обществу необходима так называемая “духовная пища”. Намного приятнее созерцать на экране историю, понятную нам. С именами героев и ситуациями, так похожими на наши. Кино - это “реабилитация физической реальности”, нашей с вами реальности.
А реальность такова - отсутствие в стране киноиндустрии, логически полного цикла производства кинокартин, проката и дистрибуции, пиар-кампаний и рекламы, киноклубов, институтов развития кинокультуры и киноакадемий, определяющих рейтинг картин. Острая нехватка режиссеров, сценаристов, актеров, операторов, художников и других работников этой сферы и, самое главное, необходимость в человеческом ресурсе, то есть в специалистах в области кино, которые бегут из национальной киностудии из-за низкой оплаты труда и аморального отношения со стороны руководства. Все это происходит не по чьей-то вине, а лишь из-за уровня нашего же с вами развития.
Кино - это продукт, качество которого зависит от условий, технологий, средств создания.
Конечный этап создания картины - это выход на киноэкран. Я уверен, что казахстанскому кинематографу не хватает своих кинотеатров. Алогичная получается ситуация - в стране имеется большая национальная киностудия, работающая как госорган и производящая фильмы, а своих кинотеатров, где можно было бы посмотреть эти фильмы, нет! Получается какой-то волшебный сад! На красивом персиковом дереве, за большим забором, созревают сладкие плоды, затем плоды созревают, чтобы удивить и порадовать людей своим волшебным вкусом, но падают на землю и гниют там.
Да, но ведь у нас есть кинотеатры! - возмутится кто-то. Да, есть. И все они в чьих-то руках, все они работают. В данном случае владельцы киносетей стали определителями качества отечественных кинокартин. На чем основываются их опыт и знания? Наверное, это можно понять, глядя на обычный баннер с рекламой очередного голливудского фильма. При этом наши главы обеспокоены национальной идентификацией в мировом сообществе! По мнению владельцев киносетей, мы живем в Америке, а кино снимаем в Голливуд-лэнде. Абсурд какой-то!!!
- А как вам представляется будущее казахстанского кино?
(Зарина Мансурова, Караганда)
А.К.: Будущего не может не быть. С моим восприятием этого мира, будущее будет “офигительно хорошим и благим”, так как завтра всегда лучше, чем сегодня и вчера! Простите за столь эмоциональное высказывание.
Казахстанское кино развивается, пусть пока только маленькими, незначительными достижениями, но оно шагает вперед. Пусть все возмущаются, что нет казахстанского кино, или его мало, или оно плохое. Есть очень хорошее критическое замечание. Звучит оно примерно так: “Не важно, что говорят о твоем фильме, главное, чтобы о нем говорили!” Это нужно воспринимать только с положительной точки зрения. Все наши неудачи - это наши победы. Только не надо об этом забывать, чтобы не наступить на одни и те же грабли. Будущее казахстанского кино, нашего общества, наших достижений и благополучия - это момент веры! Вы либо верите, либо нет! Я верю!
Р.А.: В будущем будут заполняться жанровые ниши и отвоевываться культурное пространство в мировом кинематографе. Видимо, будет два пути развития казахстанского кинематографа. Первый - национальное кино встанет на ноги при поддержке государства. Второй - получит развитие независимое, коммерческое, более технологичное и самоокупаемое кино.
- За последние пару лет дважды поменялся директор главной киностудии страны - “Казахфильма”. Как вы думаете, как это отражается на работе кинематографистов?
(Константин, Алматы)
А.К.: Разумеется, любые перемены отображаются на жизни общества. Но меня это никак не трогает. За короткий период поменялось столько директоров, заместителей директоров и еще кого-то, что я лично не успеваю быть в курсе всех властно-структурных процессов. Да и не нужно мне все это. Я ведь режиссер, а не деятель.
Р.А.: Тут необходимо заметить, что с приходом Сергея Азимова реанимация казахского кинематографа все-таки произошла.
Досье “НП” |
Рустем Абдрашов -режиссер, сценарист, художник.
Образование - Алма-Атинское художественное училище (1988), ВГИК (1993).
1987-1994 - работал на киностудии “Казахфильм” в качестве художника-постановщика.
1994-1996 - занимался производством роликов.
1996-1999 - работал продюсером и режиссером на телеканале “Хабар”.
Режиссер картин “Остров возрождения”(2004), “Курак корпе” (2007).
Художник-постановщик фильмов: “Гибель Отрара”, “Бегущая мишень”, “Голубиный звонарь”, “Жизнеописание юного аккордеониста”. |
Неубедительные
люди не убеждают
- Почему наши казахстанские режиссеры снимают картины либо на историческую тему, либо по произведениям классиков, либо про криминал? Почему нельзя придумать что-то нестандартное?
(Чингис, Алматы)
А.К.: Режиссеры всегда снимают по тому материалу, который они знают и понимают. В режиссуре, в самом центре ее мысли, главное - не что снимать, а как. Неубедительные люди не убеждают.
Р.А.: Отвечать за всех казахских режиссеров я не могу, да и не имею права, наверное, нужно опросить большинство.
- Над чем вы сейчас работаете? Принимают ли участие ваши работы в кинофестивале “Евразия” в этом году?
(Елена Сафронова, Астана)
А.К.: К сожалению, у меня не было возможности или, точнее говоря, желания снимать что-либо в этом году. Это время я использовал на осмысление своих проблем, желаний и т.п. Проще говоря, копался, как крот, в глубинах своей души. Только сейчас взялся за работу. У меня есть два готовых сценария плюс еще три истории, которые я преображу в киносценарии. Наверное, это сейчас самое доступное для меня средство самореализации.
Р.А.: В данный момент нахожусь в прекрасном городе Санкт-Петербург на студии “Мельница”. Идет процесс сведения звука (Stereo Dolby 5+1) по моей новой картине “Подарок Сталину”.
Насчет участия в кинофестивале “Евразия” спрашивайте у продюсера.
- За какой проект планируете взяться в будущем?
(Тимур Нугманов, Алматы)
А.К.: За тот, что будет наиболее вероятен. Зависит от средств, желания и временных ресурсов.
Р.А.: Проектов и идей много. Из кинопроектов - современный фильм с рабочим названием “4-й ствол” по одноименной пьесе Тонино Гуэрро. Много лет назад маленькую книжку известного итальянского драматурга якобы случайно подкинул мне Сакен-ага
(Сатыбалды Нарымбетов, кинорежиссер. - “НП”).
Также, скорее всего, возьмусь за полнометражно анимационный проект с рабочим названием “Дочь Тенгри, или Легенда о стране кентавров”. Посещение золотой коллекции Петра в Эрмитаже дало возможность более глубже и серьезнее взглянуть на тему скифо-сакской цивилизации на Евразийском пространстве.
- Расскажите о кинопроекте вашей мечты.
(Александр, Караганда)
А.К.: О кинопроектах в данное время не мечтаю вовсе. Все мои мечты, в общем-то, земные - влюбиться, побывать где-нибудь вместе, увидеть, узнать больше.
Хотя нет, есть у меня профессиональная мечта - хочу снять фильм, переворачивающий общепринятые точки зрения. Часто в кинофильмах слышишь фразу: “Этот мир далек от совершенства”!
Да, наш мир постепенно отдаляется от совершенства.
Р.А.: Есть кинопроект, о котором я мечтаю, но вслух о нем пока говорить не хочу.
- Вам удается посещать кинотеатры? На какой фильм вы ходили в последний раз?
(Е. Ларионова, Астана)
А.К.: То кино, которое я предпочитаю, не показывают в наших кинотеатрах. Для меня просмотр любой картины - дело сугубо интимное. Смотрю кино на своей “плазме”.
Р.А.: В последний раз смотрел кино в Санкт-Петербурге, в кинотеатре “Аврора”. Это был американский фильм “Хэнкок”.
А в Алматы смотрел фильм Тимура Бекмамбетова “Особо опасен”. Очень рад за коллегу и земляка.
- Какой мировой современный фильм вас потряс?
(Игорь, Алматы)
А.К.: Их очень много! Честно. Все они повлияли на мое сознание и восприятие мира. Если у вас есть такой один, мы можем поговорить об этом.
Р.А.: Фильм, который меня потряс - это “Вавилон”. Картина о многополярности, о разноязыкости, о времени и о человеке.
- Ваше самое главное достижение на сегодняшний день?
(Алия О., Шымкент)
А.К.: В какой-то момент решил не стричься. Оброс до неузнаваемости. Это так трудно - терпеть длинные волосы (смеется).
Думаю, моя жизнь где-то на середине пути, и я не такой вундеркинд, чтобы добиться всех целей в самом ее начале.
Р.А.: Не буду отвечать на этот вопрос - боюсь человеческой зависти.
- Есть ли у вас духовный наставник?
(Марина Н., Алматы)
А.К.: Добиваюсь всего сам благодаря своему развитому “эго”. Не путайте с эгоизмом! И, разумеется, помогает вера!
Р.А.: Духовным наставником был и остается мой отец, поэт Жараскан Абдирашов.
- Какого мирового актера или актрису вы бы хотели снять в своем фильме?
(Б.Ералиев, Павлодар)
Р.А.: Чулпан Хаматову, Ренату Литвинову, Милу Йовович, Такеши Китано, Джонни Дэппа...
А.К.: Об этом обычно начинаешь думать в процессе работы. На кастинге. А так, как я не снимаю крупных картин для крупных киностудий, я об этом вообще не думаю.
Навскидку: всем нравится сейчас Анджелина Джоли, она на вершине успеха! Хотя не то, чтобы я был не прочь снять ее в своем фильме ...но точно хотел бы провести с ней ночь-другую (смеется).
- Про какой фильм вы можете сказать: “Жаль, что его снял не я”?
(Канат Д., Астана)
А.К.: Я не настолько завистливый человек. Но если речь идет просто о восхищении, то я многими восхищаюсь. Взять, к примеру, моего сокурсника режиссера Наримана Туребаева.
Р.А.: “Мертвец” Джима Джармуша - красивейшая кинопритча о человеческом духе.
- Ваша собственная жизнь напоминает вам фильм? Если да, то какого жанра?
(Ольга, Алматы)
А.К.: Ну, жизнь бывает разной, как и кино. Бывают печальные и радостные моменты. Бывает жизнь богатая, беззаботная, лживая, всепрощающая, духовная, жестокая, военная, криминальная и т.д. и т.п. Скорее всего, так и есть - я воспринимаю жизнь как кино. Но когда я снимаю картину, ощущаю себя живым! Парадокс!
Р.А.: Да, моя жизнь напоминает кино - только полное смешение жанров.
Досье “НП” |
|
Абай Кульбаев - режиссер, сценарист.
Обладатель Гран-при за лучший фильм конкурса Центрально-Азиатских и тюркоязычных стран на IV Международном кинофестивале “Евразия” за картину “Стриж”.
Образование - Академия искусств имени Т.Жургенова, мастерская Ардака Амиркулова, режиссура игрового кино. |
- В своей работе вы часто полагаетесь на интуицию?
(Сауле А., Алматы)
Р.А.: Не без этого.
А.К.: Моя интуиция - это то, что принадлежит только мне. Это как с куском белого мрамора, в котором только вы увидели великолепную скульптуру. Но нужны еще и знания, которые помогут вам справиться с молотком и зубилом.
- С какими актерами труднее всего работать - непрофессиональными, детьми, а может быть, с животными?
(Роман, Алматы)
А.К.: Мы не ищем легких путей - как сказал некто. Ну и зря! Когда ты работаешь с людьми, большую роль, естественно, начинает играть человеческий фактор. Мне всегда важно понять, хочу я работать с этим или другим человеком, общаться с ним, встречаться... Даже самый звездный актер не заставит меня работать с ним, если он мне не нравится как человек.
При работе с животными тоже есть особый пункт. В 90-х американцы сняли фильм “Бэйб”, так звали поросенка на ферме. Фильм номинировался на “Оскар”, но ничего не получил. Кто-то из критиков сделал заявление: “Господа, фильм-то очень хороший, но он же про свинью!”
Так что работать можно с кем угодно, главное, чтобы актер тебя понимал, уважал и ценил. Ну и чтобы это было обоюдно.
Р.А.: Ну да. С детьми и животными, а также с театральными актерами.
- У меня вопрос к режиссеру Абаю Кульбаеву. В Вашем фильме “Стриж” есть лесбийская сцена, которая в условиях нашей ментальности может считаться шокирующей. Как Вы вообще относитесь к эпатажу в кино?
(Светлана Еремеева, Алматы)
А.К.: Приятно, что вам удалось посмотреть картину. Ведь она не вышла в прокат и мало кто ее видел. Вы в золотом списке.
Честно признаюсь, что я не рассчитывал на эпатажность этого эпизода. Я почему-то был уверен, что это тема воспримется адекватно в нашем современном цивилизованном обществе. Теперь представьте себе мое разочарование, когда я увидел, что это не так.
Самого главного зритель так и не понял. Это не лесбийская сцена, это индивидуальный случай, когда девочки учатся целоваться. Кто-то учится на помидорах, кто-то друг с другом. А у вас как это было? Если вы скажете, что вы сразу сели на велосипед и поехали, я вам не поверю.
- Абай, изменилось ли отношение к Вам, как к режиссеру, после того, как Вы получили награду IV кинофестиваля “Евразия”?
А.К.: У меня на многие вещи и процессы, происходящие в стране в целом, открылись глаза. Отношение не меняется в силу того, что сами люди не меняются тоже. В современном мире сейчас все делается для статистики. Раньше была гонка вооружений, сейчас гонка статистик. Причем все это к благополучию людей не относится.
Подготовила Айгерим Бейсенбаева |