|
Ирина Гайкалова
Страны Центральной Азии должны объединиться в работе над оценкой воздействия деятельности человека на экологию. Как это сделать, какие проблемы и задачи надо решить в этой связи - об этом размышляли эксперты из разных стран на семинаре в Алматы, организованном Региональным экологическим центром и Министерством охраны окружающей среды.
Как было отмечено, примером современного подхода к мониторингу окружающей среды может служить опыт, внедряемый ныне при реконструкции Медеу и Шымбулака
Поездка на высокогорный курорт гостей и журналистов состоялась на второй день семинара. Увидеть воочию происходящие изменения на Медеу и Шымбулаке, оценить их масштаб и глобальность, ознакомиться с проектом реконструкции и мониторинга воздействия на окружающую среду - такие цели ставили мы перед собой, собираясь в поездку.
Итак, автобус с гостями поднялся на Шымбулак. Что мы увидели? Конечно, высокогорная курортная зона меняет свой облик. Можно по-разному относиться к происходящему - критично, с ностальгией, с чувством тревоги. Последнее ощущение, конечно же, не покидало в последнее время многих. Что происходит с любимыми и известными местами? Можно ли уповать на благоразумие застройщиков? Станет ли высокогорный курорт настоящим природным оазисом со своим шармом и в то же время цивилизованным, облагороженным по лучшим мировым стандартам?
Сейчас проект реконструкции Медеу и Шымбулака делает только первые шаги, но увиденное уже впечатляет.
Что бросается в глаза прежде всего? Убрано все лишнее, дороги чистые, пейзаж тоже поменялся. Славенко Бадура, руководитель компании проекта, обратил внимание журналистов на такой, казалось бы, незначительный нюанс - исчезли электрические опоры, которые стояли по дороге на Шымбулак. Мы так привыкли к ним, что даже не обратили внимания на их отсутствие. Дело в том, что сейчас строители прокладывают электрические кабели в земле. Этот факт изменил и облик всей зоны, скажем прямо, в лучшую сторону.
На что еще мы обратили внимание? Две тысячи деревьев высажены на Медеу и Шымбулаке минувшей осенью. В этом году будет организована посадка еще, как минимум, 1000 саженцев. Они не только восполняют ту часть зеленого богатства, что была утеряна в результате проводимой реконструкции, но и должны со временем обогатить окружающий пейзаж.
Как говорит Галина Артюхина, ведущий специалист Caspy Ecology Enviromental Servises, за зелеными насаждениями ведется постоянное наблюдение. Компании Medeu Development и Chimbulak Development заключили соответствующие договора с организациями, которые осуществили посадку деревьев и теперь выхаживают их. В случае, если деревце не приживается, его забирают на “лечение” и заменяют другим. На наш взгляд, елочки, растущие вдоль дороги на Шымбулак, выглядели очень неплохо. Со временем эти елочки превратятся в ели и обогатят окружающую среду.
Что же включает в себя программа мониторинга воздействия на окружающую среду? Установлены специальные посты наблюдения в районе дома отдыха “Просвещенец”, катка “Медеу”, на плотине выше стадиона и непосредственно на Шымбулаке. В этих передвижных лабораториях уже производятся непрерывные замеры воздуха по основным загрязнителям - оксиду углерода, диоксиду серы, диоксиду азота, пыли и свинцу. Эксперты констатируют, что самые “грязные” дни приходятся на выходные, когда прибывает автотранспорт. Постоянное слежение за состоянием воздуха и пробы снега будут производиться теперь постоянно. Этот мониторинг позволит делать выводы о происходящих изменениях в воздушном пространстве курорта.
Проблема очищения воздуха - одна из главных. Поэтому проект реконструкции предусматривает создание подземного автопаркинга и подвесной канатной дороги от Медеу до Шымбулака. Будет демонтирована и старая “канатка” на самом Шымбулаке, на которой мы прокатились вместе с участниками семинара. По современным меркам, такие кабинки должны останавливаться, чтобы люди могли спокойно с них сходить. Здесь будет построена современная дорога комбинированного типа - восьмиместный вагончик и два четырехместных кресла. Специалисты рассчитывают, что все это уже будет в следующем сезоне.
В этот день случилось знаменательное событие для сотрудников Иле-Алатауского национального парка. На семинаре, который продолжился после спуска с горы, представители компаний Medeu Development и Chimbulak Development вручили в дар парку ключи от специального автобуса для нужд технического персонала. Генеральный директор парка Абай Бегембетов отметил, что это очень важный подарок: “Мы проводим множество работ в парке, причем порой очень тяжелых. К примеру, сейчас, в летний сезон пожаров, надо будет доставлять людей на места пожаров. Мы делаем это в грузовых машинах, а это очень неудобно. Теперь для этих целей будет использоваться специальный автобус”. Также в ближайшее время в дар городских противожарных служб будет передано 6 пожарных машин, которые также приобретены компаниями, производящими реконструкционные работы на Шымбулаке.
В целом, по мнению секретаря Евразийской экологической конвенции ООН Вика Шраге, методика применения оценки воздействия на окружающую среду в Казахстане является достаточно современной и более прогрессивной, чем в других странах Центральной Азии. Что в целом было подтверждено на примере представленного проекта.
Вик Шраге остался доволен посещением Медеу и Шымбулака. “У Казахстана есть все возможности не только для организации массового отдыха, но и для проведения больших спортивных мероприятий. Очень важно, что разработана целая система мониторинга воздействия на экологию. И еще более важно то, что она уже успешно работает...”
Хочется надеяться, что проект реконструкции курорта найдет свое истинное воплощение без урона для окружающей среды. К чести реконструкторов, надо сказать, сделано немало, и заявленный мониторинг действительно осуществляется. Что будет дальше? Будем следить за развитием событий. |