|
История восьмая
“НП” продолжает цикл расследований, посвященных финансовому мошенничеству в нашей стране, - “Самые громкие аферы в Казахстане”. Все, как было на самом деле.
Ботагоз Омар
Нередко непогашенные банковские кредиты затягивают казахстанцев в аферы, открывая в них и актерские способности, и организационный талант, и умение манипулировать окружающими. Так произошло с Ольгой Тулесбаевой, которая, имея долг в микрокредитной организации на сумму 4,5 миллиона тенге, выманила у своего знакомого предпринимателя 14 миллионов тенге, посулив ему победу в тендере на капитальный ремонт детского сада. В успехе просила не сомневаться, ведь, являясь “членом конкурсной комиссии”, могла “договориться” с коллегами
Ольга Тулесбаева любила читать истории об успешных людях, которые смогли за короткое время сделать себе целое состояние. Поэтому она не сидела сложа руки и охотно шла на любые риски, следуя принципу “под лежачий камень вода не течет”.
Заем в микрокредитной организации “Артек-1” она взяла с легкостью. Для этого ей, работавшей продавцом в торговом доме Тараза, всего-навсего потребовалось вызвать кредитного менеджера и сказать, что якобы весь товар в бутике принадлежит ей. А потому он может служить залогом при оформлении кредита. То, что бутик оформлен на другого человека, менеджера не смутило: предприниматели часто арендуют друг у друга торговую площадь. Изучив тетрадь с наименованием реализуемого в течение дня товара, вычислив ежемесячную выручку, предполагаемую прибыль заемщика за вычетом всех ежедневных, административных и фискальных расходов, менеджер с сосредоточенным видом удалился, отметив, что кредитная заявка будет обработана в течение двух часов.
На радость Ольги представители МКО позвонили через час, и уже вечером в ее сумке были долгожданные 4,5 миллиона тенге. Но с этого времени она, рассчитавшись с прежними работодателями, металась в поисках самого лучшего объекта вложения средств с целью извлечения максимальной прибыли. Перспектива открытия своей торговой точки ее не привлекала: работая на протяжении пяти лет продавцом, она знала, что прибыль следует ожидать лишь в сезон, а все остальное время, особенно на начальном этапе, точку придется раскручивать с нуля, что не сулит быстрого возврата денежных средств. Вопрос вложения средств в недвижимость с целью дальнейшей сдачи в аренду применим только в крупных городах страны, и в рамках более крупного финансирования. А в других сферах Ольга была не очень сильна и не хотела идти в неизвестность.
После недельных размышлений она остановилась на одном варианте: средства все-таки будут направлены в товар, но в качестве покупателя будет государство. Ольга уже навела мосты с Болатом, специалистом отдела государственных закупок при областном акимате. Она охотно ему улыбалась и всячески старалась идти на контакт с чиновником. Имея на руках около 30 тысяч американских долларов, она может общаться с ним уже более детально, постепенно вникая в детали конкурсных процедур. Через Болата она познакомилась с руководителем ТОО Владиславом Золиным, который давно специализировался в сфере госзакупок. Он, написав соответствующие расписки с подробным изложением доли дохода Ольги, посулив быстрый возврат средств, и предложил ей закупить на всю сумму партию компьютеров из Китая.
Получить визу и съездить в Поднебесную не составило труда. Знакомые торговцы, которые стали ее проводниками в Китае, любезно показали ей все точки, где можно оптом закупить товар, и дали контакты проверенных логистических компаний, которые могут полностью взять на себя все таможенное оформление по минимальным расценкам и доставить его по назначению.
И, несмотря на то, что компания обязалась поставить товар в Шымкент в десятидневный срок, не было известий о нем и через месяц, и даже через два. Сотрудники компании, представленные в Алматы и Урумчи, сначала охотно отвечали на все телефонные звонки, а потом отключили телефоны вовсе.
Пришлось Ольге вновь ехать в Китай, чтобы узнать, где затерялся след ее товара, но в компании развели руками: грузовик с товаром застрял на границе. Увы, они ничего не могут поделать. Ольга прекрасно знала обо всех рисках, связанных с контрабандным провозом товаров (ни о каком его юридическом оформлении не было и речи: торговцы работают со “своими” людьми годами, и в основном только на доверии). Но бывают единичные случаи, когда товар на границе либо конфисковывают, либо он приходит со значительным опозданием.
Тем временем сотрудники МКО настойчиво звонили Ольге с требованием погашать долги. Но юридически взыскать с нее они ничего не могли: нет у нее ни квартиры, ни счета в банке, ни постоянного места жительства. Тем не менее она искренне хотела рассчитаться с организацией, чтобы не стать объектом судебного разбирательства с дальнейшим принятием санкций.
Заметалась женщина в поисках нужной суммы. Но генеральный план у нее уже был. Выбрав из списка знакомых предпринимателей наиболее подходящую кандидатуру, она, одевшись в самую солидную из своего гардероба одежду и приложив усилия над макияжем, позвонила Шамшиту Касенову, с которым она дружила, чтобы пригласить его на деловой ужин. Он всегда охотно шел с ней на контакт. Наивный не по возрасту одинокий мужчина успешно вел свой бизнес и, зная Ольгу как человека коммуникабельного и никогда не стоящего на одном месте, в назначенное время уже был в ресторане.
Трехчасовое общение увенчалось успехом. Уверенный в победе в тендере на капитальный ремонт детского сада в результате связей Ольги в акимате (убедительное обещание было дано, так как она уже имела представление о системе государственных закупок), он дал согласие на выделение десяти миллионов тенге. Шутка ли, Ольга берет с него минимум только потому, что давно знает его и доверяет... Боясь упустить столь выгодный проект, Шамшит не заставил долго ждать. Заняв требуемую сумму у родственников, он с удовольствием передал ее своей “всесильной” знакомой.
Однако через три дня Ольга, уже рассчитавшаяся с МКО, как бы невзначай сообщила, что для дополнительной гарантии успеха требуются еще 3 060 000 тенге. И вновь кладет деньги в карман.
Спустя месяц результаты тендера сразили Касенова, как говорится, наповал. Он не только не оказался в списке победителей, но его фирма не числилась даже среди претендентов.
После расследования этого дела сотрудниками финансовой полиции действия Тулесбаевой были квалифицированы по статье 177 части 3 пункта “б” УК РК - хищение чужого имущества в крупном размере путем обмана и злоупотребления доверием.
В ходе процесса Ольга всячески хотела снять с себя вину, пытаясь делать из себя жертву, обвинив потерпевшего в том, что он якобы заставил ее написать расписку в получении денег. Но суд, признав ее виновной, приговорил к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества.
Астана |