|
Айгерим Бейсенбаева
На просторах далекой Южно-Африканской Республики появился островок казахской культуры. Балерина Слу Акимгереева открывает отделение казахской хореографии на базе Академии русского балета и танца.
Выпускница ГИТИСа, балетмейстер Слу Акимгереева уже несколько лет живет и работает в ЮАР. В столице Южно-Африканской Республики Претории она основала Академию русского балета и танца, где преподает местным детям стандарты классического балета и фольклорной хореографии разных стран мира
Балетмейстер Слу Акимгереева в эксклюзивном интервью “НП” рассказывает об особенностях преподавания балета в Южной Африке и о будущих планах Академии русского балета и танца.
- Слу Сапаровна, расскажите, пожалуйста, как Вы, уроженка Казахстана, попали на Африканский континент?
- Я поехала туда вместе с мужем, сенегальцем. Мой супруг, Абду Ндиген, был талантливым режиссером, работал в Театре имени Маяковского вместе с Джигарханяном и Дорониной, играл в детских фильмах, занимался документальным кино.
Мы познакомились с ним в годы моего обучения в ГИТИСе. В год нашего знакомства отмечался 60-летний юбилей компартии Чили. Дочь главы чилийской компартии Луиса Корвалана училась на том же факультете, что и я. Она тогда инициировала балетную постановку, посвященную юбилею, и меня выбрали на роль солистки. Осуществлял постановку будущий муж, в то время мой педагог.
С этим спектаклем, к слову, была связана трогательная история. В постановке мне выпала роль народной героини - согласно сюжету меня убивают и весь чилийский народ оплакивает мою трагическую гибель. В то время в Москве училось много юных чилийцев, чьи родители были убиты или находились в тюрьме. Многие из чилийских студентов присутствовали тогда в зале, держали флаг родной страны и оплакивали родных, ставших жертвами режима.
Мы отыграли спектакль так, что всех к концу действа переполняли эмоции. Присутствующие стали бросать к нашим ногам флаги, и мы, обливаясь слезами, собирали их. Слезы катились по щекам моего партнера, падали ему на грудь, при этом он держал меня на руках... Оставшиеся флаги он собирал на коленях, и все подумали, что так задумано. В спектакле и помимо этого было много импровизации, но это пошло только на пользу постановке. Луис Корвалан тогда лично поблагодарил нас после спектакля.
Вскоре после чилийской постановки состоялась наша свадьба с Абду. А через год родился наш первенец Шарль.
После обучения в Москве я вернулась в Алматы для того, чтобы работать в родном хореографическом училище. Но после развала Советского Союза наше молодое семейство направилось в Сенегал, на родину мужа.
Кажется, мне было легче других освоиться в чуждой среде. Мне помогала любовь супруга, и его семья меня всегда любила и поддерживала.
- В Сенегале Вы основали первую школу русского балета. Сложно ли было внедрять чужую культуру среди местного населения?
- Первую школу мы основали вместе с мужем. Чтобы заинтересовать местное население классическим балетом, пришлось тяжело трудиться. Завоевывать авторитет, заинтересовывать незнакомой культурой. А ведь это не просто классический балет, это целая история со своей эстетикой, своим языком. Но балет, как говорится, он и в Африке балет, и, надо заметить, желающих обучаться было достаточно много, и не только среди бывших соотечественников, выходцев из Советского Союза.
Вообще, определение “русский” еще со времен Петра I звучит очень громко. А престиж русского классического балета во всем мире всегда был достаточно высок.
После смерти супруга я переехала в ЮАР и продолжила наше с ним общее дело в Претории, основав Академию русского балета и танца.
- Русский балет славен на весь мир именно уровнем техники. Отражает ли образование в Вашей академии его основные принципы?
- Преподавание ведется на высоком профессиональном уровне. Я просто перенесла наше крепкое советское хореографическое образование в другие реалии. В основу программы легла методика, разработанная еще Вагановой. В нее входят и классические танцы, и народные.
Необходимо заметить, что на базе Русской балетной академии мы учим детей не только русскому балету, но и танцам народов мира.
Кроме того, с детьми мы занимаемся гимнастикой - пилатесом, системой упражнений, направленных на укрепление мышц, на реабилитацию организма после серьезных травм.
Помимо хореографии я преподаю музыку - мы играем на фортепьяно,
Изучаем драму, рисунок, историю, русский язык.
И, так как я казашка, я приобщаю своих учеников и к нашей казахской культуре. Мы разучиваем казахские народные танцы, читаем историю. Маленькие южно-африканские граждане очень восприимчивы к новому, к незнакомой культуре, все воспринимают с живым неподдельным интересом.
- Что Вы, как преподаватель, требуете от своих учеников в первую очередь?
- Речь идет о хореографии. Поэтому в первую очередь - дисциплина.
Дисциплина, терпение и интерес.
У меня своя методика, призванная пробудить в ребенке интерес к искусству. Первый месяц мои дети занимаются легкими увлекательными упражнениями. Рисуют, танцуют в вольной манере, кому как вздумается, музицируют. Наблюдая за ними в это время, я могу определить потенциал детей, разработать подход к каждому воспитаннику. К тому же за это время они успевают меня полюбить, и вот теперь можно ставить их к станку и требовать выполнения невозможного.
По моим наблюдениям, дети из бедных южно-африканских семей выкладываются на 100 процентов, так как и в жизни не привыкли лениться. Сейчас у меня 45 подопечных, и к каждому нужен особый подход.
Да, балет, это в первую очередь строгая дисциплина и муштра, но ученикам вначале нужно понравиться. Для меня мои воспитанники в первую очередь мои дети, я для них сначала мать, а потом уже педагог.
Особый подход в нашей академии к больным детям. Мы занимаемся и с детьми-инвалидами. К примеру, с теми, у кого проблемы с ногами, мы танцуем только руками. В основном, конечно, это театральная хореография, выражение эмоций через танцевальные движения. Это помогает больным деткам утвердиться в жизни, понять, что они такие же, как все. Как правило, они трудолюбивы и понимают суть искусства лучше других.
- Политика академии изначально предусматривала бесплатное обучение для бывших соотечественников, выходцев из СНГ. Как Вы изыскиваете средства для обеспечения учебного процесса и развития школы?
- В основном это спонсорская помощь. Как я уже говорила, престиж русского балета достаточно высок, и находятся люди, которые хотели бы поддержать материально этот вид искусства.
Не многие знают, но занятие балетом - это достаточно дорогое удовольствие. Костюмы для выступления очень дорогостоящие, и их приходится шить самим.
- Хореографы старой классической школы очень критично относятся к современному танцу, которому больше присуще экспрессивное проявление, чем техника исполнения. Вы себя относите к консерваторам?
- Да, я консерватор. Современный танец имеет право на существование - как любое веяние моды. Но балетом это называть нельзя. В балете все должно быть отточено, чинно и благородно. Это танец королевского двора.
В нашем деле образования и воспитания детей классическое направление стоит на первом месте, так как это обязывает к дисциплине. И в наших современных реалиях такое образование становится по настоящему актуальным, так как дети сейчас не очень организованны.
- Академия планировала сотрудничество с Имперским русским балетом Гедиминаса Таранды. Удалось ли осуществить задуманное?
- Сотрудничество прошло хорошо. Был поставлен балет “Щелкунчик”, и надо признать, что для моих детей это была хорошая практика. Поработать на сцене с профессионалами - это хороший опыт.
- Какие громкие проекты Вы запланировали на будущее?
- Две страны - Казахстан и ЮАР - подписывают договор о политическом сотрудничестве, и в этой связи появилась возможность сотрудничать на культурном уровне и вести полноценный культурный диалог.
В следующем году в ЮАР планируется открыть казахстанское посольство, ожидается приезд президента Нурсултана Назарбаева.
Мы этого давно ждали, и, надеюсь, теперь появится возможность поработать с казахстанскими коллегами.
О Казахстане в ЮАР знают до обидного мало, а ведь у нас богатое наследие. Мы уже начали ознакомление южно-африканского народа с казахской культурой, и теперь, возможно, это дело получит достойное развитие.
На базе Академии русского балета и танца мы открываем Kazakh Geune ballet Compagne, в которой смогут преподавать педагоги из хореографического училища имени А.В. Селезнева.
- Российские СМИ называют Вас русской балериной. Вы же себя как позиционируете?
- Я советская балерина с казахскими корнями. У меня советское образование и закалка, но духовно мне близка казахская ментальность. |