Марина Понкратова
В экибастузском городском музее открылась персональная выставка народной умелицы Ларисы Юрьевой. Свои работы - картины, вышитые крестом, - на обозрение широкой публике мастерица представила впервые
Представленные работы - это лишь малая часть творчества Ларисы Михайловны. Вышивкой она начала увлекаться 11 лет назад, когда вышла на пенсию.
- Однажды увидела по телевизору передачу, в которой интервью давала Людмила Зыкина. Репортеры обратили внимание на картины, висевшие у нее на стене. Они были вышиты крестом. Певица призналась, что вышивка крестом - это ее хобби. Меня тоже это заинтересовало. С этого момента, наверно, я и начала вышивать. Нашла схемы и стала пробовать.
С тех пор канва и мулине стали неотъемлемой частью ее жизни, как и многочисленные плоды ее кропотливейшей работы. На сегодняшний день коллекция мастерицы насчитывает более 100 вышитых картин. Как миниатюрных произведений, так и внушительных по своему объему полотен. Это многообразие объединило отличный вкус автора и его любовь к истинному искусству и духовности. Из огромного количества схем Лариса Михайловна выбирает в основном те, которые были составлены по репродукциям великих художников, вошедших в Золотой фонд мирового изобразительного искусства. Таких как Да Винчи, Вермеер, Красков, Айвазовский, Рерих, Саврасов и многих других. Так в ее коллекции появились “Мадонна Литта”, кормящая младенца, “Дама с горностаями”, “Грачи прилетели”, “Шторм”, “Властелин гор”, надменная “Незнакомка” и задумчивая “Девушка с жемчужной сережкой”. Выполненные с помощью текстиля эти шедевры смотрятся по-особенному, необычно. У них появляется еще один автор, еще одна душа.
“Приступая к работе, я скрупулезно отношусь к подбору схем. Из того их разнообразия, которое представлено в настоящее время, очень много безвкусицы и мало настоящего, живого искусства. Это, пожалуй, самое сложное - выбрать то, что по душе, говорит мастерица”.
В нескольких представленных работах узнаются японские мотивы. Необычайно тонкая работа, выполненная малым крестом. Основные фигуры обрамлены стежками. Это придает “Гейшам” и “Танцующим журавлям” особую легкость и утонченность, свойственную японской живописи. Есть и картины, напоминающие портретные фотографии. С одной из них из-под полей шляпы смотрит неподражаемая ледяная фрау Марлен Дитрих. Два полотна с одинаковым названием “Обнаженная” посвящены грации и изящности обнаженного женского тела.
Основную часть вышитых картин составляют женские портреты. “Мне нравятся лица. В лице отражается жизнь одного человека и целая эпоха. Это живые картины”.
Целая серия работ связана с христианской религией. Мастерицей вышито множество храмов и икон. Среди них есть Святая Матрона Московская и Иверская Божья Матерь. Работу из этого цикла под названием “Тайная вечеря” автор передала в дар одному из храмов.
“Для меня это очень сложная задача, ведь это не просто какой-то пейзаж или портрет. Я считаю, это особый мир, прикоснуться к которому просто так нельзя. Садясь за очередную икону или картину с храмом, я прежде всего молюсь и прошу разрешения или благословения свыше. Только так во время работы моя душа будет спокойна, а вышивка будет спориться, - говорит мастер”.
На открытии присутствовали бывшие коллеги Ларисы Михайловны - преподаватели педучилища, с которыми она не виделась долгие годы. Многие из них знали ее как человека творческого. Однако немногие были посвящены в мир ее вышивки. Поскольку ее работы есть только у самых близких для нее людей. Это объясняется тем, что свои вышитые картины мастерица исключительно дарит, а не продает.
Каждая картина - это член семьи. Пока я вышиваю, я сживаюсь с тем, что вышиваю. Как говорил мой покойный супруг - художник и музыкант: “Разве можно продавать то, что для тебя стало родным?” |