|
Ольга Шишанова
Живопись Казахстана всегда отличал пафос созидания новых пластических идей. Не стали исключением персональные выставки, которые приурочили к 20-летию независимости Казахстана столичный художник Виктор Кель и алматинский мастер кисти Марат Тургымбай.
Два разных мастера - и по возрасту, и по живописной манере исполнения, не впервые выставляющие работы на суд зрителей, делятся своими впечатлениями о жизни с помощью картин
Произведения Виктора Келя в представлении не нуждаются. Их давно знают и любят, ожидая новых вернисажей художника. Он замечательный акварелист, мастер, великий труженик. И акварели, которые так редко можно увидеть сегодня на выставках, по праву считаются его визитной карточкой.
Еще учась в школе, Виктор Кель серьезно готовился к поступлению на архитектурный факультет тогдашнего ЦСХИ, но, как это часто бывает, в последнюю минуту поменяв решение, поехал в Россию и сдал документы в Смоленский педагогический институт на художественно-графическое отделение.
По словам самого художника, работать ему нравилось в самых разных техниках. Вот и в институте он пробовал свои силы в скульптуре, живописи, а затем и в акварели, которая постепенно стала его настоящим призванием.
|
Любимая техника Виктора Келя - акварель. Ведь чувство нельзя переписать |
Вернувшись в родной город, Кель стал постоянным участником городских и тематических выставок, его картины выставляются в Лондоне, приобретаются коллекционерами из Германии, Турции, Украины, находятся в Крымской галерее.
Нынешняя выставка выдает разноплановость творческих устремлений художника: на ней представлены как несколько акварелей, так и живописные произведения, в которых прослеживается излюбленная мастером размытая акварельная манера письма и одновременно тяготение к импрессионистам XIX века. Кстати, течение импрессионизма в какой-то мере роднит его масляные холсты с пейзажными работами Марата Тургымбая.
А вот акварель, по мнению мастера, - это очень яркая, красивая и быстрая техника, требующая большого опыта, практических навыков и чувства материала. Серия пейзажных акварелей, представленных на вернисаже, подтверждала это как нельзя лучше, и мягкие, текучие краски этой техники позволяли воплотить художнику свои замыслы на листах - рассказать, где он побывал, о том, что произвело на него наибольшее впечатление, а самое главное - поделиться своими впечатлениями со зрителем. И сделать это в ненавязчивой, изысканной манере, благо зыбкость акварели позволяет это.
Дороги России, солнечные уголки в Бахчисарае, величественная природа Борового - все оживает под талантливой кистью художника.
Сегодня Виктор Матвеевич преподает рисунок, учит, по его словам, изобразительной грамоте на архитектурном факультете Казахского государственного агротехнического университета имени С. Сейфуллина.
Он старожил факультета, его стаж преподавательской деятельности на факультете насчитывает более двадцати лет. Это художник разносторонних интересов и живописных исканий, работающий с различными материалами - акварелью, маслом, пастелью, углем. Творческая жизнь художника исчисляется с начала семидесятых годов прошлого столетия.
И хотя зрители знают его как известного мастера акварели, многие могут сказать о нем как о талантливом мастере портрета. Портрет, пейзаж, натюрморт - вот далеко не полный перечень сторон творчества этого художника.
- Я преподаю на архитектурном факультете агротехнического университета имени С. Сейфуллина в Астане, - говорит Виктор Кель. - Работая в приемной комиссии, я вижу много талантливой молодежи. Говорят, что культура в упадке, творческие профессии не востребованы, что поступят не только успешно прошедшие творческий конкурс, но и бездари, которые смогут платить за обучение. Но это не так. Я вижу, что молодые идут учиться с большим желанием! И если преподаватель после занятий устает, значит из него “вытащили” все. Мы очень устаем. Студенты понимают, что современное искусство не делается без классического фундамента. Свой почерк придумать нельзя, он вырабатывается годами, и нельзя работать “под кого-то”. Можно обмануть простого зрителя, но не специалиста. Хотя последних-то как раз сегодня и не хватает, как и их оценки - безапелляционной, честной.
Его называют мастером, чему он очень удивляется и пытается спорить с очевидным. По его словам, что-то ему удается, но это вовсе не значит, что творческий поиск завершен и далее все пойдет по шаблону. Художник считает, что совершенствоваться надо всю жизнь. Вот сейчас он пробует работать пастелью - великолепным материалом, импрессионистическим, дышащим...
- Почему мало пишут акварели или пастели? Это сложные техники, но возможности их огромны, - продолжает Виктор Кель. - Они быстры, мимолетны. Восхитился закатом - и сразу свое состояние можно показать в акварели. Ты живешь в этом состоянии вместе с природой, красками и холстом. Догорает закат - готов и твой пастельный лист. Утро - мое любимое время суток. Рассвет в Боровом, Крыму, Коргалжыне, степь весной, зимний парк, солнечная тропинка, акварели-отражения с водоемами, выполненные маслом портреты и натюрморты - чего я только не писал! Думаю, что любимая акварель (ведь чувство нельзя переписать!) сформировала и мое жизненное кредо - дорожить временем.
Категория времени становится важной составляющей поэтики таких национальных мастеров, к которым, несомненно, относится и Марат Тургымбай.
О времени и о себе в нем повествует художник своими картинами, выставленными в Президентском центре культуры, картинами, в которых его персональная творческая манера тесно переплетена с первыми опытами казахстанской живописи, начиная с ее основоположника - Кастеева, в творчестве которого изначально проявлялась потребность соотнести природу с Вселенной.
В своем творчестве Марат предпочитает не ограничиваться каким-либо одним жанром. Его кисти подвластны и портрет, и натюрморт, и пейзаж. И в каждой работе ощущается искренность художника, придающая внутреннюю значительность и содержательность его произведениям. Конечно, Марат Тургымбай - неоднократный участник казахстанских и международных выставок, а его картины находятся в Центральном музее Казахстана в Алматы, частных коллекциях Турции, Эстонии, Германии, Финляндии, Южной Кореи.
На нынешнем вернисаже художник представляет вниманию почитателей своего таланта более 40 картин, написанных им в разное время.
Глубоко личные раздумья, которые неизменно присутствуют во всех его работах, проникнуты светлым мироощущением и восприятием мира. Таковы холсты “Сон красавицы степи”, “Жизнь-река”, “Мой день”, “Молодость”, “Капчагай”, “Долина реки Или”, “Чарын”, “Осенний сад” или триптих “Хан Тенгри”.
|
Марат Тургымбай: “Любой незатейливый мотив может послужить поводом для размышления” |
Даже драматические коллизии жизни, отраженные в его полотнах “Чапан деда”, “Священное дерево”, “Беркут”, “Мудрость” выражаются в негромких нотках печали и сожаления о несовершенстве мира, но не его трагической безысходности. Художественные образы, создаваемые мастером на полотнах, удивительны. Удивительны тем, что сочетают в себе, казалось бы, разные вещи: вымысел и реальность, тайну и откровенность, восхищение и грусть. Сам художник так говорит об этом: “Наша жизнь так глубока, во всем присутствует тайна, все - чудо. Любой незатейливый мотив может послужить поводом для размышления”.
Нужно отметить, что эмоциональное отношение к живописному чувствованию природы оказало существенное влияние и на дальнейшее развитие казахстанского пейзажа в творчестве мастера. А обращение к опыту импрессионизма с помощью мастихина стало великолепной школой для повышения уровня художественного мастерства Марата, обогащения его работ формально-пластическими решениями разнообразия фактуры, гибкости и подвижности мазка, светоносности цвета, богатого колористического звучания.
Примером может служить одно из самых живописных произведений художника “Маки”. В нем вибрация полотна, достигаемая, как и на полотнах импрессионистов за счет подрагивающих переливающихся мазков, этой удивительной находки, подсказанной ему творчеством Делакруа, который будучи одержим идеей передачи движения в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениями и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки, говорит о стремлении запечатлеть реальный мир наиболее естественно и непредвзято в его подвижности и изменчивости, передав свои мимолетные впечатления.
Ну а уже дальше - индивидуальное творчество, отражающее состояние души и ума художника. Причем, по словам Марата, настроение в процессе создания у него бывает самое разное: веселое и грустное, тоскливое и радостное. А потом - как линия поведет-закрутится. Получается замысловато, головоломно, но всегда одухотворенно и легко.
Астана |