|
Ольга Зорина
В шымкентском музыкальном кафе “Золотая долина” состоялся джем-сейшн с участием музыкантов, поэтов, журналистов из Алматы, Ташкента, Москвы и Шымкента
Традиция проводить подобные встречи музыкантов на шымкентской земле появилась из джазовой практики. Именно здесь в шестидесятые годы прошлого столетия появился первый в Казахстане биг-бэнд, основанный Вячеславом Фирсовым. Тогда на сцене клуба Госторговли играли многие ныне популярные звезды джазовой музыки.
Серьезный музыкальный формат - это вообще стиль юга Казахстана. Имен знаменитых множество - от Шамши Калдаякова, Нагимы Ескалиевой до Владимира Ступина, Бауыржана Исаева, оперных исполнителей и знаменитых музыкантов, играющих в мировых оркестрах мира. Здесь, в Шымкенте, некогда был театр оперетты, а сегодня работает театр оперы и балета. В семидесятые годы руководству местной филармонии удалось записать в штат своих сотрудников Владимира Высоцкого, приехавшего в город со своими выступлениями.
Но вернемся к сейшнам. Как таковые, по-шымкентски поэтически-музыкальные, они появились во времена работы небольшого магазинчика “Фонограф”. Это было в девяностые годы. Там всегда стихийно собирались музыканты, художники, поэты, журналисты. Иногда чтобы просто встретиться и пообщаться, но чаще, чтобы стать участником импровизационных выступлений поэтов и музыкантов. Потом “Фонографа” не стало, а традиция сохранилась, просто прописалась по другим адресам.
Ташкентские джазмены, например, частенько приезжают в Шымкент и выступают в кафе “Гурман-блюз”, там же и происходят послеконцертные сейшны музыкантов. Алматинцам больше нравятся сцены кафе “Азия” и “Золотая долина”, где хорошая акустика и всегда свой понимающий слушатель. К примеру, на днях презентацию сольного альбома I love you на летней сцене “Азии” провел алматинский автор и композитор Алишер Сулейменов.
В прошлую пятницу Шымкент услышал авторское прочтение знаменитой “Легенды о Красном волке”. Бахтияр Албани, известный казахстанский публицист, историк, писатель - прозаик и поэт, заворожил зрительный зал и своим брутальным образом, и басовитым крепким мужественным голосом, и философской мощностью поэтического текста. Потом он решил внести легкость в наше бытие и сообщил: “Вот приехал в Чимкент стихи почитать. Все как-то некогда было”. И на прощание еще более расслабил обстановку своей рифмой: “Ты на меня, наверное, в обиде, а я в ответ тебе разулыбаюсь”.
Далее искусство кратких фраз и словесных аналогий продемонстрировал гость из Москвы Ербол Жумагулов - журналист, корреспондент Британского института по освещению войны и мира, редактор одного из интернет-журналов.
- Я вообще-то хотел стать футболистом, но джаз, как говорится, победил спорт, - признался Ербол. - За четыре года моей дружбы с Мухтаром Сунатовым, Бахтияром Албани я впервые читаю им свои стихи. И это происходит, как ни странно, в Шымкенте.
Южный город в искусстве поэзии представлял поэт и музыкант Тахир Узденов, свои стихи пропевший под гитару.
А сам музыкальный экспромт дарили друг другу и внимательным слушателям алматинские музыканты: композитор Мухтар Сунатов и бас-гитарист Фархад Ибрагимов (не менее знаменитый брат известного нам Тахира Ибрагимова), шымкентский пианист и один из лучших аранжировщиков Казахстана Дмитрий Андронов, а также ташкентские джазмены Булат Мустаев и Иван Дымов.
Кроме того, Фархад Ибрагимов накануне музыкального вечера дал ценный мастер-класс для местных музыкантов. Он поделился современными правилами игры на гитаре.
Все это произошло стихийно, в рамках общей дружбы и демонстрации своего мастерства. Каждый участник действа выступал и сольно, и вместе со всеми, создавая гармоничное пространство музыки и голоса. Поистине “только серьезный осилит игру” (Ербол Жумагулов). Причем как выступающий, так и слушающий.
На прошедшем джем-сейшне удовольствие получили обе стороны, так что можно сказать, что шымкентская импровизация - это повод для встречи не только музыкантов, но и их близких друзей и всех любителей интеллектуального слова и музыки.
Досье “НП”
Понятие “джем-сейшн” происходит от английского Jam session (“джем-сессия”), дословно - “приятное времяпровождение”. Этот музыкальный термин пришел из джаза, он описывает совместную музыкальную сессию, музыкальное действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определенного соглашения либо когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих. Обычно такая импровизация происходит в послеконцертное время, когда музыканты собираются вместе поиграть в свободном стиле. Джем-сейшны часто проводятся с целью создания нового материала, нахождения подходящей аранжировки или просто для встречи и совместной практики. |