Юлия Квочкина
Повелительница птиц
В галерее “Тенгри-Умай” прошла персональная выставка Гульнар Суйнбаевой “Заглядывающий”, творчество которой не оставляет зрителей равнодушными. Каждый посетитель, разглядывающий полотна, вкладывает свой смысл в загадочные рисунки автора. Художник создает картины и графические композиции в разных стилистиках и тональностях в зависимости от характера образного звучания, возникшего в ее душе.
Автор признается, что главной чертой ее творчества является тональность картины, сочетание холодных и горячих цветов присутствует практически в каждом ее произведении. Основной особенностью ее творчества является склонность автора к декоративной структуре композиции с крупными модулями цветовых полей, придающими образу черты монументальности. Гульнар Суйнбаева придерживается модернистского направления. Только так она может передать зрителю свои эмоции, ведь буквально каждую картину автор пропускает через свою душу.
Интересно, что ясность композиционного решения художница взяла из орнамента сыпмаков, а смелость соединений у лоскутного одеяла “курак”. Национальные казахские мотивы путем завуалирования штрихами и красками очень часто встречаются в творчестве Гульнар.
Главным же является использование самого принципа построения орнамента сопряжением равноправных цветовых полей. Благодаря этому возникает образ мира, в котором нет ничего второстепенного. Ее картины отличаются удивительным разнообразием в цветовом наполнении, так как сочетание очень ярких цветов и холодных оттенков помогает больше понять настроение автора в момент написания картины. Неслучайно ее работы называются “Гармония”, “Мелодия Наурыза”, “Мотив Весны”.
Если тема или сюжет затронули сердце, тогда непременно возникнет несколько интонационно различных интерпретаций, ведь зачастую автор рисует в нескольких вариантах, чтобы дословно уловить все мелодии, играющие в ее сердце, и перенести на полотно. Поэтому художница обязательно напишет хотя бы два варианта “Восточного мотива” и “Детства”, “Искренности”, “Музыканта” и “Поэта”. Когда Гульнар Суйнбаева испытывает желание обогатить образ нюансами чувств, она насыщает отдельные цветовые поля красочными вкраплениями различных конфигураций.
В полотнах “Айсулу”, “Рымжан” и “Безмолвный мир” простейшие единицы изображения несут в себе еще более мелкие элементы, словно художница стремится обозначить все до самой мелкой частицы. Трудно не заметить частого появления в композициях изображений птиц. По словам автора, в своем творчестве она стремится рассказать о свободе человеческого духа и тела, что напрямую символизируют птицы. Очень часто можно встретить картины рыб, обозначающих глубинные мысли автора.
Гульнар Суйнбаева родилась в 1967 году в Кентау. Там же обучалась в художественной школе, после окончания которой работала художником в КарГу в Караганде. С 2003 года является членом Союза художников Республики Казахстан. Награждена за новаторство и вклад в актуализацию древней орнаментики казахской культуры. Гульнар является очень частым участником различных выставок. Ее творчество признают и любят не только в Казахстане, но и за пределами нашей необъятной родины. Персональные выставки уже проходили в 2003 году совместно с Таймановым в Центральном выставочном зале, также в 2007 году “Мотивы Востока” и в 2009 году. Гульнар все больше развивает свое творчество, ведь в ее копилке около 200 работ и на этом автор не планирует останавливаться. Ведь ее творчество вне времени и рамок, это лишь струны души, которые играют на ее полотнах.
Гульнар Суйнбаева, художник: “Мотивы для своих картин я ищу каждый день, ведь мое творчество длится двадцать четыре часа в сутки. Мне важно общение с людьми, ведь они дают необходимую подпитку моим картинам, важны также и интересные ситуации, фильмы, музыка. Все увиденное я пропускаю через себя, и тогда на свет появляется новая картина. У меня вся семья занимается творчеством, и выросла я в творческой атмосфере, поэтому не было и мысли заниматься чем-то другим.
В своих картинах я пытаюсь выразить все эмоции от общения с интересными людьми, их духовный мир и мое восприятие мира. Несмотря на то что в моих полотнах есть философическое начало, каждый из зрителей должен руководствоваться своими мыслями и эмоциями, тогда он сможет ощутить смысл либо же вложить туда свой”. |