|
Айгерим Бейсенбаева
История сотрудничества американского танцевального коллектива CityDance и театра современного танца “Самрук” началась около года назад. Тогда известный ансамбль из Вашингтона приезжал в Казахстан с гастролями.
Результатом совместной работы коллективов стала постановка “Песочные часы”, премьера которой состоялась в рамках пятого Центрально-Азиатского фестиваля современного танца в Алматы. Творческий директор коллектива CityDance Пол Эмерсон продолжил сотрудничество постановкой нового спектакля, который будет представлен 10 сентября в Астане на сцене Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой
Хореограф Пол Эмерсон в эксклюзивном интервью рассказывает читателям “НП” о деятельности ансамбля CityDance и о сотрудничестве с казахстанским коллективом:
- Настоящую ситуацию в современном танце в Америке трудно охарактеризовать и загнать в рамки определенных стилей. Этот жанр похож на дерево с множеством ветвей-направлений. И эти направления пересекаются в самых немыслимых сочетаниях.
Что меня привлекает в этом жанре? В первую очередь, то, что посредством движений можно вести рассказ о собственной жизни, делиться чувствами.
Наша труппа интернациональная, что очень важно. И мы работаем с хореографами из самых разных стран мира. Для нас важна взаимосвязь с другими культурами. Кроме того, важны взаимоотношения труппы с разными хореографами, ее способность впитывать новое, понимать, что нужно для воплощения той или иной идеи.
- Для современного танца больше характерен упор на эмоциональное состояние танцора и умение правильно передать свой посыл зрителям, а не на шлифование техники. Ваш коллектив в этом плане подтверждение общего правила?
- Я думаю, что главное в современном танце, это способность выразить свои собственные чувства, а не персонажа, к примеру, как в балете. Здесь ты рассказываешь, кем являешься конкретно ты сам, какие чувства в данный момент испытываешь, что тебя тяготит и о чем ты мечтаешь. Это самое главное.
- Насколько Вы требовательны как педагог? Для Вас важна строгая дисциплина во время репетиций, непрерывная муштра или достаточно понимания на личностном уровне?
- Я думаю, для танца необходимо гармоничное сочетание этих двух подходов. Правда, с разными коллективами соотношение этих двух методов всегда разное.
- Наверное, никакой другой жанр не нуждается так в понимающей аудитории, как современный танец, так как зачастую во время выступления происходит особое взаимодействие танцора с публикой, а иногда даже своеобразный интерактив. Существует ли для Вас понятие идеальной аудитории?
- Я очень много думал об этом. Зачастую обычный зритель далек от искусства, и важно сделать так, чтобы он проникся происходящим по-настоящему.
Как-то мы ставили действо, повествующее о беженцах из Ирака. Личные истории людей раскрывались посредством танца. Во время того выступления зрители сидели вокруг сцены, зрительские ряды образовывали квадрат, внутри которого разворачивались истории.
Частью танцевального антуража тогда был стол, через который тот или иной герой беседовал со зрителем. Лицом к лицу. Потому что многие истории были настолько личные, сокровенные и тяжелые, что подразумевали только разговор тет-а-тет - и никак иначе. Тогда было очень много слез.
А однажды я поставлю такой спектакль, чтобы зритель располагался внутри сцены. Мне кажется, это будет интересно.
- Насколько я знаю, коллективов современного танца в Казахстане немного. Как с этим обстоит дело в США? Насколько жанр contemporary популярен, а главное, правильно ли воспринимается у вас в стране?
- В США коллективов, танцующих в стиле contemporary dance или, как его еще называют, modern dance, очень много. В какой-то момент этот жанр стал у нас необычайно популярен. А чем больше трупп, тем сложнее выделиться из общего числа.
Казахстанские коллективы в этом плане пока на более выгодных позициях, и не только, конечно, в силу своей эксклюзивности. У каждого танцора или коллектива здесь есть свой голос, свое лицо и возможность в полной мере выразиться через танец.
Как раз в данное время один из танцоров City Dance Джейсон Игнасио приехал в Астану по проекту посольства США в Казахстане с намерением поработать с группой Terra. Таким образом, наш коллектив работает параллельно с двумя танцевальными труппами из Казахстана. Я с коллективом “Самрук” в Алматы, а Джейсон - в Астане.
Я не знаком с деятельностью всех танцевальных трупп в Казахстане, работающих в жанре contemporary, но тот коллектив, с которым я сейчас сотрудничаю, радует своим постоянным ростом и повышением качества исполнения. Я знаком с танцорами около года, и даже за этот срок техника имела заметное развитие. Еще я остался доволен всем тем, что делал совместно с коллективом “Самрук” в прошлом. В течение последних двенадцати месяцев это уже третий мой визит в Алматы.
- Как Вам удается найти общий язык с танцорами, ведь вы не говорите на одном языке?
- Они очень талантливые. Очень способные. И как мы обычно говорим языком танца - они голодные до всего нового. Жаждут получить новые знания и умения. Поэтому мне очень легко и интересно с ними работать.
Я не говорю по-русски, и многие из них совсем не понимают по-английски, но чаще всего во время репетиций мы ограничиваемся движениями, а говорим не так уж и много. Я им показываю, и они прекрасно меня понимают.
К счастью, это одно из немногих направлений в искусстве, когда слова, по сути, не важны и можно ограничиться движениями.
- Расскажите о танце, постановкой которого Вы занимаетесь в театре “Самрук”.
- Произведение, которое мы сейчас ставим, называется “Погружение в море”. Это история о том, что человек, желая достигнуть какой-то цели, отдает во имя ее воплощения все. Возвращаясь к вопросу техники и эмоций, хочу заметить, что в данном конкретном случае я как раз требую от танцоров в первую очередь полного расслабления и погружения в собственные эмоции.
Требуется полная эмоциональная отдача для того, чтобы отразить в танце всю гамму чувств.
- Сильно ли первоначальная идея трансформировалась по ходу ее воплощения? Или Вы всегда точно следуете сценарию, не отклоняясь от него?
- Я всегда стремлюсь к тому, чтобы конечный результат был немного другим, не таким, как задумывался в начале. Это нормальный эволюционный процесс.
Тем более что исполнители танца всегда влияют на постановку. Это интересно обеим сторонам. Трансформация необходима для того, чтобы сделать танец лучше, гармоничнее.
Репетиция к тому же всегда плодотворнее, если танец рождается на ходу. Я двигаюсь среди танцоров, что-то исправляю, изменяю - это ключевой момент постановки.
Я приехал сюда с готовой хореографией, но к данному моменту срединная часть танца была полностью изменена. И все потому, что танцоры показали мне те эмоции, которые я не задумывал. Пять минут танца мы полностью исключили, заменив их новой вставкой. Все потому, что на днях мы поехали на Кольсайские озера и получили массу сильных эмоций от живописных видов. Я решил отразить эти эмоции в танце, ведь наш танец это как раз “погружение”.
И сегодня часть постановки, полностью, к слову, отрепетированную, мы под влиянием настроения убрали из танца. Танец был создан целых пять лет назад, и с тех пор многое изменилось. Поэтому некоторые изменения претерпела и постановка.
- Вы планируете дальнейшее сотрудничество с коллективом?
- С коллективом “Самрук” я бы хотел воплотить еще множество идей. В идеале я бы поработал с каждым танцором труппы, чтобы сделать нечто подходящее именно этому человеку. Кроме того, в будущем было бы неплохо вывезти коллектив на природу и снять видео с танцем труппы. В Казахстане множество красивых мест, на фоне которых танец будет смотреться особенно завораживающе.
Справка “НП”
Ансамбль CityDance, работающий под началом Пола Гордона Эмерсона с самого момента основания в 1996 году, - профессиональный коллектив современного танца из Вашингтона, округ Колумбия.
Танцоры CityDance представляют школу Джуллиарда, Академию балета и другие школы и компании мирового класса. City Dance объединил в себе ансамбль танца, а также профессиональную театральную труппу. Также в состав коллектива входит известная танцевальная школа. В ее рамках известные танцовщики обучают желающих модерну.
По мнению газеты “Вашингтон Таймс”, компания заработала репутацию “самого выдающегося коллектива современного танца в Вашингтоне” и в 2009 году получила награду мэра Вашингтона за выдающееся мастерство в творчестве - самую высокую награду, присуждаемую округом Колумбия в области культуры.
Кроме того, ансамбль был назван среди “25 самых лучших танцевальных групп в мире” (Top 25 To Watch worldwide) журналом Dance Magazine.
Пол Гордон Эмерсон работал исполнительным директором ансамбля CityDance с 1996 по 2004 год, а также является креативным директором с 2000 года.
Он руководил группой во время пяти международных туров ансамбля с 2003 года. |