|
Ольга Зорина
В Южно-Казахстанском областном русском драматическом театре полным ходом идут репетиции нового спектакля по пьесе российского автора Юрия Полякова “Одноклассники”, премьера которого состоится в сентябре
Постановкой занимается приглашенный из России режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Султан Абдиев.
С премьеры обычно начинаются и заканчиваются все новые театральные сезоны Южно-Казахстанского русского драмтеатра. Эта осень откроет театральный занавес уже в 82-й раз. Для постановки “Одноклассников” специально был приглашен Султан Абдиев, главный режиссер Мурманского драматического театра. Его имя местному зрителю давно знакомо.
В 80-е годы режиссер работал в Шымкенте, а его спектакль “Люди и мыши” имел огромный успех. Потом какое-то время постановки не было в репертуаре, ее восстановили три года назад, и она вновь обрела любовь зрителей. Пришлась по душе театралам и новая режиссура Абдиева, который поставил на сцене некогда родного театра спектакли “Театр времен Нерона и Сенеки”, “Ханума”, “Эзоп” и “Белое облако Чингисхана”. С последним труппа объездила многие города и страны СНГ и имела колоссальный успех, а актриса Валентина Осипова, исполнившая роль Алтун, получила главный приз международного фестиваля театрального искусства “Арт-Орда”. В задуманной режиссером как философская притча драме взят за основу тончайший литературный материал Чингиза Айтматова.
Для Султана Абдиева характерно обращение к древней и средневековой истории, глубинной литературе. Большинство его постановок обращено к поиску ответов на извечные вопросы чести, порядочности, ответственности к ближнему своему, народу и отечеству. Но на этот раз режиссер взял за основу постановки в Шымкенте произведение современного российского автора, известного журналиста, писателя, драматурга, редактора “Литературной газеты” Юрия Полякова. Даже название пьесы “Одноклассники” в одно мгновение отсылает нас к одноименному сайту, ставшему постоянной закладкой на мониторах наших компьютеров.
Поляков - очень популярный драматург и личность в России. По мотивам его повестей и романов сняты фильмы и поставлены спектакли, а пьесы с успехом идут не только на российских сценах, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Он остается верен себе и в драматургии: неожиданные повороты сюжета и искрометный юмор диалогов гарантируют его пьесам успех, и они долгие годы идут на сценах российских и зарубежных театров. Кроме того, Поляков - соавтор сценария культового фильма “Ворошиловский стрелок”, а также автор оригинальных сценариев, по которым сняты фильмы и сериалы.
В “Одноклассниках” автор предлагает всем своим героям встретиться через 20 лет после выпуска школы. И эта точка отчета открывает всю страшную разнокалиберность судеб и социальных слоев постсоветского общества.
В одном из интервью Юрий Поляков сказал: “Меня пытаются обвинить в неком противоречии, упрекают, что в “Одноклассниках” очень много веселого, развлекательного и в то же время грустного и безысходного. Но это не противоречие, это совершенно сознательный прием, сознательная вот такая эстетика, если хотите, потому что мы сейчас живем, как говорил покойный Александр Сергеевич Панарин, в гедонистическую эпоху. Людей приучили, что их обязательно должны развлекать. Сколько это продлится, я не знаю, полагаю, что недолго. Но поскольку привычка уже есть, приходится с нею считаться.
Занимательность - это вежливость писателя. Он обязан заинтересовать читателя. Романы, которые невозможно дочитать, и пьесы, которые невозможно досмотреть до конца, я не понимаю. Поэтому я и в своих прозаических вещах, и в драматургических как бы начинаю играть со зрителем в эту гедонистическую игру: вот я сейчас тебя развлеку... Зритель эту наживку заглатывает, а потом три часа сидит, не отрываясь, когда я с ним пытаюсь разобраться в том, что происходит с нами, с нашим обществом, с нашей нравственностью, с нашей семьей”.
Эти размышления и есть основа произведения, которая зацепила и нашего режиссера. Мы все живем в едином постсоветском пространстве, и проблемы у нас похожие, потому спектакль будет близок и казахстанскому зрителю.
Главные роли Султан Абдиев распределил между самыми яркими актерами театра - Игорем Вербицким, Анатолием Петриченко, Сергеем Пушкаревым, Анатолием Земляновым. А это значит, что образы, характеры и мысли зрителю будут переданы максимально тонко и верно, что уже большая предпосылка к новой удаче театра.
Серьезные темы привлекают внимание зрителя, жаждущего не сиюминутных развлечений, а свежих импульсов для размышления и работы над своими ошибками. А цели “Одноклассников” направлены как раз на это.
Что касается нового сезона, то Южно-Казахстанский драмтеатр планирует традиционные гастроли в город Байконур. Это будет в конце сентября. А на днях Южно-Казахстанской области в Астане будет показана мелодрама “Анелия любит короля” по одноименному роману Кайрата Сапарбаева.
Кроме того, по просьбе и специальному приглашению посольства Чили на сцене Русского драматического театра столицы Казахстана 30 октября будет показан спектакль по пьесе чилийского автора М.А де ла Парра “Достоевский отправляется на пляж”. Закроется сезон вновь в Шымкенте премьерой музыкальной сказки для детей “Кто принцессу поцелует” по пьесе Юрия Кима.
Досье “НП”
Султан Абдиев - главный режиссер Мурманского областного драматического театра, заслуженный деятель искусств России.
Свою первую театральную профессию - актер - Султан Назирович получил в Ташкентском театральном институте, затем работал в ЮКО в русском драмтеатре, где его партнером по сцене был Тимур Бекмамбетов.
В 1989 году Абдиев окончил режиссерскую мастерскую народного артиста СССР Марка Захарова при ГИТИСе и с 1990 по 1996 год возглавлял труппу Свердловского академического театра драмы.
Меня пытаются обвинить в неком противоречии, упрекают, что в “Одноклассниках” очень много веселого, развлекательного и в то же время грустного и безысходного. Но это не противоречие, это совершенно сознательный прием, сознательная вот такая эстетика, если хотите, потому что мы сейчас живем, как говорил покойный Александр Сергеевич Панарин, в гедонистическую эпоху. Людей приучили, что их обязательно должны развлекать.
Юрий Поляков |