|
Ольга Шишанова
Польша на полгода принимает председательство в Совете ЕС. В связи с этим значимым событием в Астане на площади у монумента “Байтерек” состоялось торжественное открытие фотовыставки польского художника-фотографа Томаша Собецкого “Города по-другому”. Во время церемонии открытия вернисажа посол Венгрии Имре Ласлоцки символически передал председательство в Совете ЕС послу Польши Яцеку Kлючковскому. А г-н Собецкий любезно согласился на эксклюзивное интервью нашему изданию
- Г-н Собецкий, как получилось, что Вы стали фотографом?
- Мне всегда нравилось фотографировать. Еще с детства, когда у нас в семье был фотоаппарат марки Kodak-Box с черно-белой пленкой, отец мне разрешал им пользоваться. Потом, когда я увлекся альпинизмом и стал посещать разные страны, где наша группа совершала восхождения - Францию, СССР, Афганистан, то также старался фотографировать все, что было возможно.
Мне хотелось, чтобы мои друзья тоже смогли полюбоваться тем, что видел я. В университете я увлекся философией, которая натолкнула меня на мысль об абстракции этого мира. И мне вновь захотелось об этом поведать моим друзьям, но поведать поэтично. Так я стал делать снимки на самые разные темы и из простого фотографа стал больше художником.
- Какие темы Вам близки?
- Я поклонник готической архитектуры. Мой родной город Торин - город готических костелов, где царит особая атмосфера с витражным светом. Основываясь на этом, еще в 80-е годы я создал целый цикл фотографий готической сакральной архитектуры. И для меня в этом цикле, а он был черно-белый, было важно показать духовную составляющую.
Например, в одном из костелов - Св. Якуба, мне удалось даже поймать освещение, которое лилось сверху храма и попадало прямо на распятую статую Христа, создавая причудливую игру света и тени.
- В каком городе интереснее всего фотографировать?
- Польский город Торин. И не только потому, что это мой родной город. Он какой-то весь волшебный. Я посвятил этому городу цикл фото, который назвал “Магический Торин”. В нем я хотел рассказать не только о том, что я показываю, но и о том, что я думаю на эту тему. Фото я делал с различных ракурсов, пытаясь поймать динамику, которая для меня является приоритетом.
Да и вообще каждый город для меня имеет свое освещение, имеет только ему присущий цвет, который характеризует его в моих глазах художника.
- А какие цвета присущи Астане, с Вашей точки зрения?
- Королевские - бордо и золото.
- Вы привезли в наш город свою новую выставку...
- Да, я хочу показать польские города, но сделать это несколько иначе, чем я делал до сих пор. Хочу показать перспективы художественного развития самого города, человека, который должен осознать свое место в нем - в тысячелетнем памятнике истории.
На этих фотографиях мною представлены Варшава, Люблин, Торунь, Познань, Щецин, Лодзь, Плоцк, Сандомеж, Вроцлав, Краков, Ольштын, Замость, Гданьск. Изюминка этих фотографий в том, что я постарался преобразовать их в сотрудничестве с художником Яцеком Навроцким с использованием последних компьютерных технологий.
В основу концепции легли панорамный формат динамического кадра с изменением перспективы, нетрадиционное представление наиболее известных мест в специально отобранных мною красивейших польских городах, как то - площади, рынки, иногда улицы.
Придание этим местам новой динамики, выходящей за рамки существующей реальности - это своеобразный уход от утомительной, альбомной публикации. Потому и реализация цикла “Города по-другому” потребовала от меня неустанной работы - проведения ряда фотосессий, выбора красивых городов Польши, частого посещения этих городов, выбора наиболее характерных мест в каждом из городов, десятки рулонов пленки и сотни различных кадров.
- Помимо готической архитектуры какие темы Вам близки?
- Мне нравится все, что я делаю. Человек, природа, готика, паровозы - во всем для меня важна динамика. Особенно, когда я создаю цикл. Ведь это огромная работа - отснять, отобрать и наконец выставить на суд зрителя наиболее удачные и характерные фото.
- В каких странах любите работать?
- Мне особенно запомнилась поездка в Египет. Я фотографировал пирамиды. И не просто фотографировал, я хотел познать их идею создания. Мне показалось очень интересным рассказать с помощью снимков, как возводились эти грандиозные сооружения. Поэтому в своих фотографиях я словно строю “новую пирамиду”. И, как бы это ни казалось абсурдным, несмотря на статику, я стремился передать динамичность процесса. Надеюсь, что мне это удалось.
- Какие фотографии ждут Вас сейчас?
- Сейчас у меня в задумках много разных циклов, которые я хотел бы воплотить. Например, мне хочется какой-то один цикл посвятить морю у берегов Испании. Оно там совершенно особенное, у него другой цвет, другая температура, нежели, скажем, у моря Балтийского. Особенно хочу передать то, как оно меняет оттенки в зависимости от времени года, от времени суток...
И когда в 2016 году в испанском городе Сан-Себастьян, который на тот период будет избран культурной столицей Европы, будет проходить фотовернисаж, то мне хотелось бы также в нем участвовать и именно с этими фотографиями.
Что касается других моих планов, то меня пригласили сделать цикл фотографий каталонской готики в Барселоне.
А еще я обязательно сотворю цикл, посвященный Астане - в ваш город невозможно не влюбиться...
Астана |