Айгерим Бейсенбаева
Известный роман “Анна Каренина” Льва Толстого, выдержавший множество постановок и экранизаций, предстает перед зрителями в хореографической ипостаси. На сцене ГАТОБа имени Абая громкая премьера - прославленная балетная постановка “Анна Каренина” на музыку Чайковского известного российского хореографа Бориса Эйфмана. Алматинские ценители помнят его авангардную “Красную Жизель” и готовы к новым глубоким переживаниям.
В премьерном показе балета партию Анны Карениной исполнила заслуженный деятель Республики Казахстан Сауле Рахмедова, Вронского - Фархад Буриев, Каренина - заслуженный деятель Казахстана Дмитрий Сушков
Мировая премьера балета “Анна Каренина” художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана состоялась 1 апреля 2005 года. Постановка прославленного хореографа тогда получила “балетный Оскар” - международную танцевальную и хореографическую премию “Бенуа-де-ла-Данс” в номинации “Лучший хореограф”.
Год назад балет “Анна Каренина”, одна из лучших постановок Эйфмана, отметил пятилетний юбилей, в честь которого он был показан не только в России, но и в Париже, где собрал аншлаг и прошел с большим успехом.
Теперь знаменитая балетная постановка по произведению классика и на алматинской сцене. Как и было заявлено, очередная версия “Анны Карениной” в исполнении казахстанских танцоров - это напряженное путешествие в бездну переживаний главных героев.
|
“Роман “Анна Каренина” всегда интересовал меня, - признается мэтр. - Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе “Анна Каренина” есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений”.
|
Страсти в постановке разгораются с первых движений. Подготовленный зритель знает, чего ожидать от произведений российского мэтра, однако уже первые сцены действуют оглушительно. Откровенность, чувственность и эротические акценты - не главные составляющие балетной постановки, закрученной на адюльтере, но безусловно важные детали эмоциональной и психологической атмосферы. По мнению хореографа, страсть положила начало разрушению личности героини, заставив ее отказаться от всего, в том числе и от роли матери.
|
Молчаливые страсти разгораются в танце как пламя. Безмятежное начало, игрушечная железная дорога, шаткое семейное благополучие... Без второстепенных персонажей и деталей спектакль Эйфмана необычайно сильный, лаконичный, выдержанный. Настроение оглушительного отчаяния усугубляют пронзительная музыка и роскошные декорации. Прекрасные сцены любви сменяются леденящими кровь композициями, пропитанными отчаянием и тревогой.
Постановку российского мастера отличает намеренный отказ от второстепенных линий романа Льва Толстого, чтобы уделить внимание любовному треугольнику Анна - Каренин - Вронский. Хореограф сконцентрировал все внимание на партии главной героини, разрываемой страстями.
Досье“НП”
Борис Яковлевич Эйфман - российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1998).
Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля “Жар-птица”, который был также показан на гастролях в Москве и Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов “Вариации на тему рококо”, “Икар”, “Три сочинения”, “Кровавое солнце” и “Блестящий дивертисмент”.
В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр “Новый балет” при Ленконцерте, который уже в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день. Очевидным новаторством театра стала постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока. |