|
Айгерим Бейсенбаева
“Господин назначил меня любимой женой!”. Помните эту знаменитую фразу из старого советского фильма? Эта сцена не перестает веселить зрителей, и тема многоженства даже в наш век мобильного Интернета остается такой же живой и интересной, как и столетия назад. А пока министры решают, актуально ли многоженство в XXI веке, театральные творцы представляют собственный взгляд на эту животрепещущую тему.
На сцене Государственного академического русского театра юного зрителя имени Натальи Сац - премьера комедии многоженства. Спектакль по пьесе узбекского драматурга Ибрагима Садыкова “Пять жен Ходжи Насреддина” поставил на сцене театра заслуженный артист республики Таджикистан режиссер Султан Усманов.
Премьера колоритной восточной комедии на сцене театра - в грядущие выходные
Острый на язык легендарный хитрец Ходжа Насреддин не прочь прихвастнуть и посмеяться над людьми. А хотя бы и над самим Падишахом... После лишней порции вина зарвавшийся шутник выдает, что справился бы с гаремом получше некоторых. Что одна жена, что четыреста - роли не играет, если мужчина может показать, кто в доме хозяин, и прочие речи в духе “Если б я был султан...”. Естественно, Падишаху такие дерзкие заявления пришлись не по вкусу, и он повелел наказать хвастуна. А в качестве наказания устроил Насреддину миниатюрный гарем не из четырехсот жен, конечно (содержать такой цветник под силу только Падишаху), а из четырех новоиспеченных спутниц вдобавок к одной уже имеющейся. Наградой за такое испытание станет дом и золото, если, конечно, распоясавшиеся женщины не сведут знаменитого остряка в могилу.
Пять женщин - страшная сила, способная заставить ретироваться даже самого находчивого и хитрого человека в восточном государстве.
Слово не воробей, и чем обернется для Насреддина появление в его доме еще четырех жен, одному Аллаху известно. А пока герой со смешанным чувством радости и тревоги встречает новых спутниц жизни. Все они различны на лицо и по характеру. Воинственная и прямолинейная, как сабля, Жаннатой басит про маститых родственников и сразу ставит новоиспеченного мужа на место. Игривая и томная Таманно очаровывает Насреддина, обещая ласку и нежность любящей супруги. Запуганная и глуповатая тихоня Тутихон еще и слаба на ухо, что добавляет ей мнительности, но обходительный герой может справиться и с этим. И, наконец, эталонная восточная загадка - Зубейда, воплощение красоты, мудрости, воспитанности, деликатности и прочих мыслимых и немыслимых добродетелей. А между тем у Насреддина есть и его прежняя верная подруга жизни - скромная и преданная Фатима...
|
Насреддин с любимой женой |
Он хоть и Насреддин - известный на всю страну мудрец, но их, жен, все-таки пятеро, восточных женщин, славящихся умом и хитростью. Кто кого поставит на место? Находчивый весельчак или его не менее находчивые жены?
Спектакль пестрит яркими красками нарядов, занавесей, покрывал и веселых нелепых сцен. Комедия положений во всем разнообразии характеров и ситуаций. Что и говорить, а известному таджикскому режиссеру Султану Усманову, как никому другому, удалось отразить колорит этого восточного сюжета. Минималистичный антураж - все декорации и реквизит использованы с умом и изобретательностью. Среди явных достоинств спектакля - цветистые, как таджикские покрывала, речи персонажей, ласкающие слух, прекрасные образы героинь, безусловно радующие глаз, и отточенные грациозные движения и танцы, которых в постановке великое множество.
Комедийные сцены, интриги, забавные диалоги не дают скучать. Вот хитроумный Насреддин незаметно пытается внести разлад в ряды жен, пытаясь поссорить их, повелев приготовить плов самой молодой из них. А выбрать из пяти женщин самую молодую - это ли не сложная задача? Труднее выбор был только у греческого Париса с его золотым яблоком для прекраснейшей из богинь.
А вот начинается забавная возня с дырявым тазом, который хитрые жены приспособили перед дверями своих спален как приглашение для супруга провести ночь. И пресловутый тазик с самого начала стал символом супружеского долга, но ситуация при всей своей двусмысленности не выглядит пошлой, а только вызывает веселье благодаря нарочито абсурдной подаче.
Вообще комедийная составляющая спектакля не уступает образности и колориту. Тонкий восточный юмор, искрометные диалоги, забавные типажи - даже и без тщательно прописанных диалогов эта комедия веселила бы благодаря нелепой ситуации с пятью женами и их незадачливым супругом.
Отдельно хочется сказать и про актеров, задействованных в спектакле. Главную роль исполнил актер театра Ильяс Турманов. А его многочисленные жены блестяще воплощены актрисами Еленой Гудовой, Любовью Довбань, Ольгой Бобрик, Марией Коваленко и Ольгой Коржевой.
По признанию режиссера, спектакль задумывался для того, чтобы в полной мере использовать грани талантов актрис ТЮЗа. Спектакль для этих целей, что и говорить, очень удачный. Он идет на камерной сцене, то есть с пометкой “Для взрослых”, однако, по мнению первых зрителей, ничего предосудительного в сценах спектакля нет и он был бы интересен подрастающему поколению. |