|
Флюра Мусина
Алена Баева - одно из ярчайших молодых дарований современного скрипичного искусства - побывала недавно в Алматы с концертами. Стремительный взлет ее профессиональной карьеры просто поразителен: обладательница огромного количества золотых медалей и Гран-при самых престижных скрипичных конкурсов (на одном из которых, на конкурсе имени Венявского, она завоевала сразу 10 призов, включая золотую медаль!). Несмотря на молодость, Алена играла с самыми лучшими оркестрами мира и самыми знаменитыми дирижерами. Талант ее так же ярок, как и внешность. Впрочем, после общения с обаятельной и очень простой в общении звездой понимаешь, что стремительность - это стиль ее жизни
- Алена, с Алматы Вас связывает нечто большее, чем просто гастрольный маршрут?
- Конечно, Алматы для меня очень родной город, я начала здесь учиться играть на скрипке, пошла в школу. Я жила здесь с 5 до 10 лет. И это очень важный период становления, закладывания каких-то норм, каких-то ценностей. И я всегда любила этот город. И уезжать в 10 лет для меня было большим расстройством. Когда я переехала в Москву, чтобы учиться с ЦМШ при Московской консерватории, все было совершенно по-другому: и совершенно другая атмосфера, и этот холод, и я долго не могла привыкнуть. Поэтому я до сих пор с большой радостью приезжаю в Алматы.
- Вы пошли в школу в 5 лет и параллельно учились в музыкальной школе. Пятилетним ребенком скрипка воспринимается как орудие пытки?
- С таким педагогом, как мой первый учитель Ольга Николаевна Данилова, все превращалось в увлекательную игру. Она всегда давала ассоциации, понятные детям. Очень важно с первых шагов поставить правильно руки скрипачам. Она говорила: пальцы в домике должны жить, и складывала пальчики правильным образом. И мне было очень интересно ходить на уроки, узнавать что-то новое.
- Ваше поколение часто упрекают в прагматизме. Для Вас что важнее - сделать успешную карьеру или найти свой путь в жизни, путь с сердцем, как говорили восточные мудрецы?
- Для меня очень важно, чтобы у меня внутри была наполненность, чтобы была радость от того, что я делаю. И игра на скрипке приносит мне большую радость. И я очень счастлива, что это может быть параллельно с какими-то успехами в карьере, концертами, признанием. Артисту необходимо признание.
- Что значит для Вас сценический имидж?
- У меня нет какого-то специально созданного имиджа. Я считаю, что музыка - это особый язык и музыкант должен быть искренен в первую очередь. Он должен очень сильно чувствовать сам, и тогда есть вероятность, что это ощущение передастся публике.
- При Вашем несомненном таланте Вы еще и обладательница очень яркой внешности. Не было желания достичь известности более легким путем, стать, например, топ-моделью?
- Я никогда не искала легких путей. Я считаю, что если человек испытывает какие-то трудности в жизни, то это обязательно даст ему какие-то преимущества в будущем, может быть, даже в чем-то другом, не обязательно в этой же сфере. В наше время так много людей, которые называются звездами, но мне кажется, это какие-то настолько несерьезные и ложные ценности, что у меня никогда не было желания к ним приобщиться. Популярность на один день... Искусство - это нечто большее. И я имею в виду не только исполнителей, но и зрителей. Чтобы слушать музыку и слышать ее, нужно тоже трудиться. И тогда откроется тебе этот мир музыки, невероятно прекрасный!
- “Душа обязана трудиться”?
- Совершенно точно!
- Сочетание красоты, молодости, таланта и ума - этого уже вполне достаточно, чтобы восхищаться Вами. Но сегодня я узнала, что Вы еще и мать двоих детей, и Вашей младшей дочери всего 6 месяцев?! Когда Вы все успели?
- Я всегда хотела детей. Я считаю, что это ощущение, которое есть в 20 лет, что ты можешь горы свернуть - оно очень помогает сделать то, что кажется невозможным. Больше энергии, больше сил и все легче дается в этом возрасте, чем если ты десять раз все взвесишь и обдумаешь в 30 лет. И потом дружить с детьми, когда они вырастают - это тоже очень здорово.
- Ваш муж тоже музыкант?
- Нет, он физик по образованию. Но он очень творческий человек, он изобретатель, занимается высокими технологиями.
- Ваша насыщенная творческая деятельность не мешает Вашей семейной жизни?
- Не мешает, но формирует другой тип семейной жизни. Не так, как привычно: муж пришел с работы, жена встречает, ужин и т.д. Мы очень скучаем, когда не видимся неделями, мой муж тоже много путешествует в связи с работой. И это прекрасно, что мы успеваем соскучиться, семейная жизнь не превращается в рутину. И по детям очень скучаем, зато сколько радости, когда бываем все вместе! Я с детства очень много путешествовала, может быть, поэтому у меня никогда не было ощущения дома, никогда не было желания возвращаться в одно и то же место. А теперь оно появилось.
- Для музыканта так же, как и для балерины, трудно вернуться в форму после рождения ребенка?
- Ну, у музыкантов руки не задействованы в процессе родов, к счастью
(смеется). Мне повезло, у меня обе беременности были очень легкими. Со вторым ребенком я совсем осмелела и играла последний концерт за две недели до родов. И снова вышла на сцену, когда малышке было 3 недели. Поэтому я очень быстро вошла в прежний ритм.
- А дети дают возможность заниматься?
- Конечно, сейчас я не занимаюсь по 5 часов в день, как раньше. Этот задел, который я сделала в детстве, который мне помогли сделать Ольга Николаевна и мама, мне очень помогает. Для меня не представляет труда вспомнить какой-то концерт, который я играла раньше, я не трачу на это много времени.
- Куда Ваш путь лежит после Алматы?
- Дело в том, что сейчас я живу с семьей в Люксембурге и оттуда выезжаю с концертами. В эту поездку у меня было 6 концертов за 10 дней, из них два в Алматы, это достаточно насыщенный график, но ничего, я выдерживаю. Сейчас самолет в Москву, оттуда в Люксембург, три перелета за одни сутки. И я буду дома... |