Кочевье вечного искусства
На фоне всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества, особенно трудно приходится области культуры. Во все времена обделенная должным вниманием, она и в советский период развивалась по остаточному принципу. В пору становления независимого государства ей уготованы пути собственного самообеспечения. Такая позиция, естественно, отражается во всем. Галеристы, привыкшие полагаться только на себя, сейчас испытывают особые сложности.
И в такой ситуации удивителен факт открытия новой галереи, строящей для себя весьма оптимистичные планы: новая площадка “Номад” собрала под своим крылом более двадцати художников. Бесспорным украшением экспозиции стали работы народного художника СССР Сабыра Мамбеева, который благословил начинание галереи. Его картины смотрятся довольно органично на фоне произведений молодых художников как очевидный показатель таланта, всегда опережающего свое время.
Экспозиция галереи отличается цельностью подачи, где обозначенная тема “Мелодии степей” раскрывается разносторонне в силу богатого разночтения темы и стилистических способов подачи. Каждый автор индивидуален, а собранные все вместе они организуют довольно жизнеспособный и художественно выдержанный аккорд. Все это достигается и за счет широкого жанрового диапазона. Не сговариваясь, художники предоставили работы такого плана, которые естественным образом дополняют друг друга либо подчеркивают неповторимые особенности каждого автора.
Камерная в целом выставка создает ретроспективный взгляд восприятия. Здесь экспонируются работы недавно ушедшей из жизни В. Кузнецовой, оставшейся верной принципам соцреализма. Ее произведения, полностью посвященные казахстанской тематике, разновременные по исполнению, теперь уже представляют коллекционный интерес. Здесь происходит удивительный диалог творчества художников советского периода, девяностых годов и последнего времени. В общей сложности - по хронологии протяженностью не более 30 лет. Но как очевидны перемены в мировосприятии художников, оказавшие влияние и на их художественное изложение!
В соответствии с темой выставки авторы демонстрируют свой взгляд на свою страну в ее историческом развитии, знания мифологем, связи прошлого и будущего, свое восхищение природой родного края.... Небольшое полотно каждого из них вмещает в себя философское осмысление своего места, своего народа в этом динамично меняющемся мире. Это бесспорное проявление личностного патриотизма без ложного пафоса и надрыва, но глубоко искреннего и потому очень трогательного и волнующего.
Пионэр всегда готов!
В галерее ARTEAST открылась персональная выставка Александра Махно, посвященная Дню советской пионерии. Художник, как всегда отличился оригинальным подходом к изложению темы. Присущий ему дотошный подход к своему проекту выявляет внятно заявленную концепцию автора, подтвержденную и соответствующим арсеналом художественных средств. Его работы воспринимаются на грани фола с явственно обозначенным подтекстом, который при желании нетрудно расшифровать.
“Эра пионэра” - так забавно называет он свою выставку, заведомо настраивая зрителя на иронично-шутливый лад. Четверть века отделяют нас от этого времени, времени для кого-то проявления совершенно естественного чувства общественного энтузиазма, а для кого-то - возможности вволю высвободить свой внутренний скепсис по этому поводу. Трудно говорить на эту тему однозначно, так как само существование в “пионерском обличье” и в самом деле имело двоякую сторону: это и здоровая творческая атмосфера, и заформализованность, проникшая в детскую организацию.
Художнику, вышедшему из этой среды, не надо особо напрягать свою “историческую” память. В его арсенале - широкий круг неожиданных аллегорий, он использует понятную символику, но она интересна именно совмещением разновременных мифологических и исторических характеристик. Такое же разнообразие присутствует в его апелляции к стилевому разнообразию трактовки, начиная от малых голландцев, венецианской живописи, соцреализма. Такую подачу нельзя назвать просто желанием автора похохмить на эту тему. Вдумчивый зритель сможет расшифровать глубокие размышления художника над социальными устоями нашего общества, мало поменявшихся с того времени.
И.П. Юферова, искусствовед:
- Александр Махно - тот редкий случай, когда автор может легко и “не на шутку” вдохновиться и активизировать свой интеллектуальный багаж, увлекшись заинтересовавшей его идеей. Остроумные сюжеты начинают возникать один за другим, роятся, клубятся - не остановить. Именно так родилась выставка “Эра пионэра”, которая открывается в день рождения пионерской организации имени В.И. Ленина.
Интервью с художником читайте на стр. 8.
Мария Жумагулова |